Столкнувшись с увеличением числа джихадистов среди молодежи и женщин, правительство Кыргызстана обратилось за помощью к женской половине населения.

Оригинал статьи опубликован на сайте «Голос Америки».

По словам председателя Государственного комитета по делам религий Орозбека Модалиева, женщины более подвержены влиянию экстремистских идей, поскольку не получают должного религиозного образования и находятся в более стесненном финансовом положении.

В связи с этим правительство запустило ряд программ, призванных научить образованных женщин бороться против экстремистской риторики и быть невосприимчивыми к ее соблазнам.

«Мы организуем семинары и тренинги для женщин-активистов, – рассказывает Молдалиев. – Мы рассчитываем, что женщины, которые пройдут эти тренинги, передадут полученные знания другим».

В программах участвует множество лекторов со всей страны, в том числе женщины из международных гуманитарных организаций, сотрудники правоохранительных органов и представители властей. Среди ключевых участников – так называемые «женсоветы».

Встречи проходят в публичных библиотеках, зданиях местных органов власти, театрах, школах и университетах. В них принимают участие студентки, преподаватели, домохозяйки и представительницы других групп населения.

Лекторы рассказывают о ценностях традиционного ислама и объясняют, что представляет собой истинное лицо экстремизма, используя примеры из жизни. Рассказывают женщинам и о государственном законодательстве по отношению к экстремизму.

По данным Международной кризисной группы, радикальное исламистское движение «Хизб ут-Тахрир» насчитывает около 8000 членов, из которых 2000 – женщины. Недавно группа опубликовала доклад под названием «Женщины и радикализация в Кыргызстане», где рассматривается проблема распространения экстремизма в Средней Азии.

Точных цифр нет

По словам аналитиков, реальное количество женщин, подвергшихся влиянию радикальных идей, может быть еще больше.

«Мы можем говорить только о примерных оценках. Не думаю, что кто-то знает точные цифры», – отмечает ведущий редактор портала Registar.net и адъюнкт-профессор кафедры Средней Азии в Университете Джорджа Вашингтона Ноа Такер.

Женщины зачастую оказываются в первых рядах джихадистов, покидающих страну, чтобы вступить в «Исламское государство» в Ираке и Сирии. По оценкам Такера, в составе «ИГ» – около 300 человек из Кыргызстана, среди которых есть женщины и дети.

Проблема боевиков «ИГ» из стран Центральной Азии проблема долгосрочная – в особенности для России и других бывших советских республик.

Главный российский государственный телеканал «Россия 24» недавно транслировал репортаж из Оша, назвав регион источником кадров «ИГ» и добавив, что многие боевики из стран Центральной Азии приезжают в Россию под видом трудовых мигрантов.

Российские службы безопасности на этой неделе сообщили о задержании семерых предполагаемых членов ИГ из Центральной Азии, которых обвиняют в планировании терактов в Москве и Санкт-Петербурге.

Кыргызстанские СМИ дали опровержение этих сообщений, заявив, что больше всего боевиков «ИГ» вербуют не в Кыргызстане, а в России, куда они мигрируют по экономическим причинам.

Однако, по данным МВД Кыргызстана, не менее 508 человек покинули страну, чтобы вступить в «ИГ». 204 из них – женщины и несовершеннолетние. Многие приезжают из Оша – главного оплота радикализма в регионе.

Призыв к матерям

По словам правозащитных организаций и активистов, женщины и дети в Кыргызстане находятся на подчиненных ролях, что делает их особо восприимчивыми к радикализации.

«Чего ждать от женщины, которая не получила образования и не имеет права голоса в семье?» – отмечает кыргызская писательница Салима Шарипова, лидер партии «Умай Эне».

Матлюба Мусабоева возглавляет Комитета по делам женщин и девочек города Узген, расположенного неподалеку от Оша, который оказался благодатной почвой для вербовки в «ИГ». По ее словам, обращение к матерям может оказаться эффективным способом предотвращения радикализации молодежи.

«Никто не хочет, чтобы его дети оказались замешаны в преступную деятельность, – говорит она. – Однако необходимо больше программ в этой сфере».

Как отмечает Мусабоева, многие женщины в Кыргызстане страдают от высокой безработицы и изоляции, что делает их легкой добычей для вербовщиков-исламистов.

Такер разделяет эту точку зрения: «Более правоверные и более образованные мусульмане Средней Азии обычно не входят в число тех, кто вступает в «ИГ».

Такер убежден, что для борьбы с распространением экстремизма стране необходимо больше образовательных программ, нацеленных на женщин.

Однако, по мнению аналитиков, недостаток образования – не единственная причина того, что люди вступают в ряды «ИГ» в Ираке и Сирии.

Социально-экономические факторы также подталкивают женщин и молодежь к решению уехать из Кыргызстана.

«Узбекское меньшинство на юге страны в целом не получает от государства никаких услуг», – рассказывает Такер.

Недостаток образования и пренебрежительное отношение со стороны общества – не единственные минусы государственной политики в отношении женщин в Кыргызстане, считают критики правительства.

В июне 2013 года парламент принял закон, запрещающий всем женщинам моложе 23 лет путешествовать за границу без мужчины-сопровождающего.

По словам Шариповой, в обществе, где доминируют мужчины, предполагается, что решения всех проблем будут находить именно они. Она убеждена, что борьба с радикализацией женщин – мужская задача.

«Они должны защищать свои дома, свои семьи, своих матерей, жен, сестер и дочерей от различных угроз. Семья – это Родина, Отечество», – подчеркивает Шарипова.