Полнометражный фильм «ДвижЭние кылыш керек» выходит на экраны бишкекских кинотеатров 31 марта 2016 года. Корреспондент Kloop.kg побывала на закрытом показе и сделала обзор новой кыргызской комедии.

Кыргызская кинематография еще не научилась выпускать по четыре фильма в день, как это делает индийский «Боливуд», однако уже успевает за два-три месяца создавать полнометражные картины. Новая кинокомедия «ДвижЭние кылыш керек», по словам продюсера Асхата Табалдиева, снята за два с половиной месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=nkGOQmxwwMg

Для такого короткого времени это неплохо, хотя ругать кыргызское кино мне всегда мешает понимание всей тяжести этого труда. В качестве лирического отступления, скажу читателям, что на первом курсе учебы в университете мне приходилось снимать короткометражное кино. Работа над тем, что фильмом назвать было крайне сложно, отняла не только время, но и драгоценные нервы, после чего принято было окончательное решение – в кино мне места нет, разве что только в качестве зрителя.

Изначальное мое отношение к «ДвижЭние кылыш керек» было скептическим. Этому способствовала и публика, пришедшая на закрытый показ – звезды эстрады, медийные личности и светские львы местной тусовки. Зачастую отечественные режиссеры грешат тем, что привлекают вышеперечисленных людей в качестве актеров. Абсолютное отсутствие актерских навыков затем приводит к провалу картины.

Эта же комедия состоит наполовину из актеров скетч-шоу «Жарайт Сити» и из кавээнщиков, которые со своей задачей справились неплохо. Собственно, авторами фильма и являются бывшие кавээнщики и создатели проекта «Большие люди», поэтому немаленький опыт работы с телевизионными проектами чувствовался через экран.

Картина повествует о молодом человеке, который недоволен своей жизнью, однако не прилагает никаких усилий, чтобы её изменить. Главный герой Болот — это образ если не среднестатистического, то близкого к нему кыргызского горожанина, который не бедствует, но и не купается в деньгах. У него есть жена, работа, но нет стремления и перспектив. По крайней мере, они ему кажутся далекими.

В трудные минуты в жизни Болота появляется тренер Кенеш с его тренингом по достижению успеха. На этом месте мы все фыркнем и посмеемся. Уж мы-то знаем, что тренинги в жизни ничем не помогают, но почему-то этот тренинг стал судьбоносным в жизни главного героя.

Надо отметить, что образ тренера в картине не взят из воздуха. Характер и повадки Кенеша (с полным именем Жогорку Кенеш) больно напоминают заграничных коучей, которые строят из себя успешных мудрецов, а на деле являются сомнительными недоучками, делающие деньги на простаках.

Внимания достойны и остальные образы: продавец из ЦУМа Расим, в котором сочетается деловой пацан и дворовая шпана; девочка Айпери — наполовину гопница, наполовину фифа. Ну и отдельно надо упомянуть лысого участника тренинга, старавшегося походить на экс-президента Кыргызстана Аскара Акаева и кричащего «Бакиев кетсин!».

45

Фильм свой жанр оправдывает. Смеяться хочется, но не до надрыва живота. Юмор выдерживает критику, при этом он не претенциозен. Авторы включили такие элементы, которые позволяли бы зрителю смеяться не только над повествованием, но и над самой формой повествования.

Конечно, не обошлось и без трендов, при знании которых фильм зарабатывает больше очков. Чего стоит только фраза «Государство толоп бербейт» (Государство не заплатит), берущая свои истоки из реальной истории с бишкекской девушкой, щелкавшей семечки на скамейке и приговаривавшей, что за уборку мусора заплатит государство.

Сам сюжет картины в целом не нарушил законов жанра – есть герой и его большая проблема, которую нужно решить. При этом сама проблема отражает нынешнюю ситуацию в Кыргызстане. Ни для кого не секрет, что существует целый тип молодых и не только людей, ждущих манны небесной и обвиняющих всех вокруг в своих бедах. Вокруг этого и идет речь на протяжении всего полуторачасового фильма.

У «ДвижЭние кылыш керек», как и полагается, есть одна большая идея и посыл зрителям, который мы видим в самом названии. Создатели открыто призывают людей начать что-то делать и двигаться, но, прежде всего, менять свое отношение к происходящему.

Поэтому, если у вас проблемы на работе, в личной жизни и вам кажется, что все рушится на ваших глазах, а во всем этом виноваты не вы, то вам прямая дорога на «ДвижЭние кылыш керек». Движение кылыш керек, ребята!