«Уехавший в Сирию» вместе с семьей житель Казыгуртского района Южно-Казахстанской области Марат Мауленов выступил с видеообращением в адрес властей Казахстана. Видеоролик распространяется через мессенджер WhatsApp.

Оригинал статьи опубликован на сайте «Азаттыка». Автор текста Дилара Иса.

В начале четырехминутного видеоролика «Послание от сердца в земли Казахстана» вооруженный мужчина с бородой — в нем некоторые жители Казыгурта узнали Марата Мауленова — выступает вместе с другим вооруженным человеком, представляющимся «Ринатом Жумабековым, уроженцем Орска». В видео-обращении мужчины говорят на русском языке. Они рассказывают, что вместе с семьями переехали на «земли халифата» и обучают там детей «по шариату».

Мауленов называет Казахстан «Куфрстаном», заявляя, что «борется не за демократию и шайтана», а «сражается, чтобы возвысить слова Аллаха». Человек, назвавший себя Ринатом Жумабековым, говорит, что два года назад принял ислам и что раньше он работал в «правоохранительных органах России». Он завершает свою речь тем, что, несмотря на бомбардировки России, «халифат» и его инфраструктура развиваются.

«Наши взоры в Казахстане»

В конце видеоролика молодой человек и маленький мальчик, в которых односельчане Марата Мауленова узнали его сыновей, адресуют свои слова президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Юноша на казахском языке говорит: «О, Назарбаев, знай… наше оружие здесь, но наши взоры в Казахстане». Маленький мальчик в камуфляжной одежде с пистолетом в руках сыплет угрозами в адрес президента, называя его «кафиром».

В сентябре прошлого года в Сети появилась информация о том, что 45-летний Марат Мауленов вместе с семьей «выехал в Сирию». Соседи мужчины говорили, Марат Мауленов, работавший учителем русского языка в школе имени Ораза Жандосова в селе Казыгурт Южно-Казахстанской области, вместе с женой и шестью детьми в один сентябрьский день уехал, сказав знакомым, что отправляется в Бишкек, чтобы прикупить одежды. Директор школы, в которой работал Мауленов, сказал репортеру Азаттыка, что исчезнувший учитель был уволен.

Молодой человек в ролике «Послание от сердца в земли Казахстана», в котором некоторые жители села Казыгурт узнали старшего сына Марата Мауленова.
Молодой человек в ролике «Послание от сердца в земли Казахстана», в котором некоторые жители села Казыгурт узнали старшего сына Марата Мауленова.

Репортер Азаттыка отправилась 29 марта в село Казыгурт, чтобы узнать, действительно ли люди, представшие в видеоролике, Марат Мауленов и его сыновья. Односельчане Марата Мауленова, его коллеги и соседи узнали в видеоролике Марата Мауленова и его детей.

Женщина по имени Айгуль, жена младшего брата Мауленова, сказала, что мужчина на видео – ее деверь, молодой человек – его 23-летний сын, а мальчик – пятый ребенок Марата Мауленова.

«Я не знаю, когда именно и как они уехали. В то время я лежала в больнице в Шымкенте после перенесенной операции. Однажды они навестили меня, после их не видела. Никто не знал, что они так уедут. Мы тоже не знали. Все вместе уехали. Старший сын у них 1993 года рождения. Младший был совсем маленьким», — рассказывает Айгуль.

У Марата Мауленова один брат и две сестры. Родственники Мауленова, с которыми поговорила репортер Азаттыка, говорят, что уже не надеются, что Марат вместе с семьей вернется на родину.

«13 марта умер свекор (отец Марата Мауленова. – Ред.). Свекор болел. Его здоровье после этого [отъезда Марата Мауленова с семьей] ухудшилось. Он некоторое время лежал в реанимации, и умер, не приходя в сознание», — сказала Айгуль.

В октябре 2015 года репортер Азаттыка пыталась поговорить с матерью Марата Мауленова. Пожилая женщина пожаловавшись на самочувствие, просила не беспокоить ее, сказав лишь, что ей «нечего сказать о бросившем ее сыне».

«Устал писать объяснительные»

Бывший коллега Марата Мауленова по школе, отказавшийся представиться, посмотрел видеообращение и узнал в выступающем Мауленова.

«Честно говоря, я устал писать объяснительные [государственным органам]. Как будто это я отправил его [в Сирию]. Это нехорошо. Всё адресуют мне. Он был хорошим человеком, никогда ничего такого не показывал. Нормально себя вел», — говорит коллега Марата Мауленова.

Сосед Мауленова, просивший не указывать его имени, охарактеризовал бывшего учителя как «хорошего приветливого человека, не носившего бороду, не курившего и не выпивавшего».

Дом в селе Казыгурт, в котором жил Марат Мауленов вместе с семьей. Южно-Казахстанская область, 29 марта 2016 года.
Дом в селе Казыгурт, в котором жил Марат Мауленов вместе с семьей. Южно-Казахстанская область, 29 марта 2016 года.

«Что они знают (мать Мауленова и его родственники)? Ничего не знают. Мать по утрам сидит и плачет. Думаете, это легко? Целая семья из восьми человек пропала. Это нелегко. Никому такого не пожелаешь», — сказал сосед.

Другой сосед Мауленова, с которым репортер Азаттыка беседовала минувшей осенью, говорил, что «Марат начал читать намаз около четырех лет назад, в последний год его жена ходила в хиджабе, а сам он носил короткие брюки».

По словам одного из казыгуртских таксистов, о том, что Марат Мауленов вместе с семьей «уехал в Сирию», сейчас знает всё село.

«Марат снимал на видео и фотографировал свадьбы и торжества в селе. Все люди здесь знали его», — говорит таксист.

Другой местный таксист сказал, что видеообращение Марата Мауленова видели многие в селе:

«Это видео есть в мобильных телефонах всех жителей. Появилось после Нового года. Как мы слышали, дети Марата прислали его своим одноклассникам через WhatsApp», — сказал он.

Репортер Азаттыка отправилась в районное подразделение комитета национальной безопасности, чтобы спросить о видеообращении Мауленова и о ситуации с религиозным радикализмом в регионе. Мужчина, назвавшийся сотрудником отдела, сказал, что «начальник в департаменте», и без него «информацию никто не предоставит», посоветовав обратиться в департамент КНБ. После публикации на сайте Азаттыка статьи о Марата Мауленове в октябре прошлого года в КНБ Казахстане не подтвердили и не опровергли изложенное в статье.

Глава объединения «Казахстан кажылары» Бакытай Айнабеков считает, что отъезд казахстанцев в Сирию и их присоединение к рядам экстремистов связаны с тем, что религиозные деятели в Казахстане не пользуются высоким авторитетом. Он также считает, что в стране очень мало ученых-религиоведов, понимающих религию и вероучение.

«Религия – это поиск гармонии, согласия в мире. Мы спрашиваем: «почему едут в Сирию?». В Казахстан прибывает множество книг из-за рубежа с неверным толкованием, иногда такие книги печатаются у нас. Религиозные деятели должны проявлять активность, выходить почаще к публике, разговаривать с людьми» , — говорит Бакытай Айнабеков.

Первые сообщения об отправившихся на «джихад» в Сирию казахстанцах появились в октябре 2013 года, когда в Сети появился видеоролик о «150 казахских джихадистах».

После этого в Интернете появлялись несколько видеороликов о казахстанцах, примкнувших к экстремистским группировкам, и детях «казахских джихадистов». В прошлом году власти Казахстана говорили, что в рядах экстремистов на Ближнем Востоке находится около 300 граждан Казахстана, половина из них – женщины.