Сариев и министр транспорта поссорились из-за тендера на строительство дороги

Правительство обвинило министра транспорта в невыполнении своих функций по итогам государственного расследования тендера на строительство трассы Балыкчы — Корумду. В ответ министр обвинил премьер-министра в лоббировании своих интересов при госзакупке.

Межведомственная комиссия при правительстве выявила нарушения в проведении тендера по реконструкции дороги Балыкчы — Корумду. Нарушения связаны со срывом сроков, ошибок на портале госзакупок и недофинансирования.

«Факты отставания от графика производства и завершения работ к установленному сроку, в первую очередь, связаны с недофинансированием проекта. В настоящее время собственные затраты китайской компании значительно превышают фактически профинансированные из бюджета средства на реализацию проекта», — уточняет комиссия.

Согласно отчёту комиссии, Минтранс снял с себя ответственность за проведение тендера и контроль строительства, переложив её на Департамент дорожного хозяйства.

«Руководство Министерства транспорта и коммуникаций самоустранилось от выполнения своих функциональных обязанностей, предусмотренных установленных законодательством при организации и проведении государственных закупок на реконструкцию автомобильной дороги Балыкчи — Тамчы — Чолпон-Ата — Корумду», — пишется в отчете межведомственной комиссии.

Причиной для расследования тендера послужил тот факт, что в конкурсе на реконструкцию дороги победила китайская компания «Лонг Хай», не имевшая на тот момент лицензии.

Виноваты «подчиненные и Сариев»

Глава Минтранса Аргынбек Малабаев на заседании депутатской комиссии 17 марта заявил, что не замешан в нарушениях, а во всем виноваты его подчиненные.

«Когда объявлялись итоги тендера, я находился в служебной командировке, и результаты конкурса подводил главный инженер департамента Жумаш Сооданбаев, а подписал окончательное решение ведомства заместитель министра», — заявил он.

Однако его подчиненный, замминистра транспорта и коммуникаций Улан Уезбаев в интервью радио «Азаттык» опроверг доводы своего начальства.

«Как министр транспорта и коммуникаций он сам дал разрешение компании на начало работ как победителю тендера. Малабаев заявляет, что на момент проведения конкурса он был в служебной командировке. На самом деле он был в Кыргызстане и лично подписывал документы по результатам тендера», — сказал Уезбаев.

Малабаев сказал на депутатской комиссии 6 апреля, что в нарушениях замешано и само правительство — он обвинил премьер-министра Темира Сариев в лоббировании интересов китайской компании.

По его словам, тендер переносился на один день, потому что «Лонг Хай» не успевала подать заявку. Другие нарушения Малабаев никак не прокомментировал.

«Представители китайской компании заранее сговорились с приближенными премьер-министра. Стало известно о защите интересов данной компании здесь. В итоге тендер был проведен с нарушениями», — сказал Малабаев.

Премьер-министр Темир Сариев предложил снять министра с должности, но аппарат президента не нашел причин для увольнения.

Тендер на строительство дороги

Тендер на реконструкцию дороги проводился 22 октября 2015 года, по результатам которого победителем стала китайская компания «Лонг Хай».

Лидер парламентской фракции “Кыргызстан” Канат Исаев заявил в марте 2016 года, что при проведении тендера на строительство трассы государству был причинен ущерб в 1 миллиард сомов.

Комиссия, созданная в том же году, провела расследование и заявила, что найденные нарушения способствуют срыву подготовки к туристическому сезону и Всемирным играм кочевников.

Правительство приказало министерству транспорта и коммуникации принять меры для решения возникших проблем, уведомлять о результатах работы и ежедневно проверять выполнение строительных работ.