Ош: Детям с ментальными особенностями затруднен доступ к профессиональному образованию

На платформу поступило сообщение о том, что выпускники вспомогательной школы №12 города Оша не могут получить доступ к профессиональному образованию из-за отсутствия аттестата о среднем образовании. Это происходит потому, что в школе предусмотрено восьмилетнее образование.

“Дети, закончив восьмилетнюю вспомогательную школу, не могут поступить в профлицей. Профлицеи города Оша берут школьников только после окончания девятого класса.

На сегодняшний день в школе №12 обучается 145 детей с различными проблемами здоровья. У некоторых детей есть физические отклонения, некоторые дети с легкой умственной отсталостью, некоторые с тяжелой. В этом году выпускается 20 детей.

Проблема доступа к образованию касается всех вспомогательных школ Кыргызстана. Во всех вспомогательных школах дети заканчивают восемь классов, после чего им дают справку.

В профлицеях были организованны реабилитационные группы для таких детей. Дети из вспомогательных школ учатся там год и получают диплом о рабочей профессии, но не получают аттестат о среднем образовании. Этот документ необходим, чтобы потом продолжить учебу в профлицеях или в высших учебных заведениях”, – отмечает читательница, обратившаяся на платформу.

Редакция Kloop.kg обратилась за комментарием в Министерство образования:

Ведущий специалист Управления дошкольного, школьного и внешкольного образования, Салтанат Мамбетова отметила, что в школе №12 города Оша обучаются дети с нарушением интеллектуального развития, они поступают туда с диагнозами «легкая форма умственной отсталости, на грани с умеренной».

Согласно типовому положению о специальных общеобразовательных школах для детей с недостатками в умственном или физическом развитии предусмотрено две ступени обучения. Первая ступень – 1-4 классы, вторая ступень – 5-8 классы.

Программа с первого по пятый класс общей образовательной школы растянута до восьми лет обучения. Если эту программу обычные ребенок осваивает за пять лет, то ребенку с нарушением интеллектуального развития необходимо на это восемь лет.

После восьмилетнего обучения дети получают документ особого образца об окончании школы, он отличается от тех аттестатов, которые получают дети из обычной школы.
С этим свидетельством дети могут поступать в определенные лицеи.

“При наличии хорошей материально-технической базы по трудовой подготовке школа может открывать девятый класс с углубленной профессионально-трудовой подготовкой, для того, чтобы дети могли получить навыки профессионально-трудовой деятельности и могли в дальнейшем трудоустроиться. Обычно это обувное дело, картонажное, малярное дело”, – сказала Мамбетова.

“Вопрос о том, чтобы открыть в 12 школе 9 класс поднимается давно, сейчас они подают заявку на то, чтобы дети могли продолжить обучение”, -добавила она.

По ее словам, многое зависит от контингента учащихся. Сейчас в 12-й школе есть выпускники, которые в силу своих умственных способностей могут усвоить профессиональную трудовую подготовку. Школа проводит расчёты о том, сколько ей нужно средств для того, чтобы дети могли продолжить обучение в девятом классе.

“В учебном плане так и пишется – девятый класс с углубленной профессионально-трудовой подготовкой. 24 часа уходит только на трудовое обучение, то есть дети овладевают навыками профессии, они столярничают, могут сделать какие-то изделия из дерева, они обувное дело хорошо осваивают, картонажное дело”, – сказала Мамбетова.

На сайте Министерства образования и науки КР отмечается, что “на базе учебных заведений начального профессионального образования функционируют 20 реабилитационных центров для детей из числа сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей”.

“Основной проблемой обучения данной группы является то, что учащиеся не имеют базового образования (9-11 классов). Для организации учебного процесса были разработаны специальные учебные планы, за группой закреплены воспитатели и психологи”.

Присылайте свои сообщения о возможных нарушениях через форму справа.