На фоне предстоящих в следующем году президентских выборов в Кыргызстане идут разговоры о возможности внесения поправок в конституцию с целью изменения смешанной парламентско-президентской политической системы страны.
Оригинал материала опубликован на сайте EurasiaNet
Ограниченный одним президентским сроком глава государства Алмазбек Атамбаев время от времени выступал с призывами внести изменения в конституцию с целью ограничения полномочий президента. Подобные его действия идут вразрез с авторитарными тенденциями в других странах Центральной Азии. Большинство, если не все, коллеги Атамбаева в регионе подтасовывали политические процессы с целью укрепления собственной власти и ограничения способности граждан призвать их к ответу.
Но Атамбаев, которому в этом году исполнится 60 лет, утверждает, что он не такой. Он неоднократно заявлял, что по окончании своего президентского срока в 2017 году не будет пытаться стать премьер-министром или занять иной крупный политический пост.
Недавние публичные заявления этого пророссийского политика, которого даже оппоненты считают труднопредсказуемым человеком, указывают на то, что в конституцию, возможно, все-таки будут внесены поправки. В частности, в марте, во время проведенного в Бишкеке субботника в советском стиле, Атамбаев разразился философской тирадой по этому поводу.
«Многие начинают говорить, что Атамбаев хочет переделать Конституцию под себя. У меня иногда возникает желание вообще ее не трогать, – заявил он 12 марта. – Но потом, когда, не дай бог, «мины», заложенные в Конституции, взорвутся, люди скажут, что я знал, но ничего не сделал».
Действующим законодательством запрещается внесение изменений в конституцию – на которой основана смешанная парламентско-президентская система страны – до 2020 года. Но в прошлом подобные препятствия особо не мешали правящей элите вносить свои коррективы.
Нынешняя конституция была подготовлена и принята в большой спешке – всего за несколько месяцев – после насильственного свержения президента Курманбека Бакиева в апреле 2010 года. Одной из претензий к действующему основному закону республики является нечеткость разделения властных полномочий между президентом и премьер-министром, что, по словам критиков, может привести к политическим конфликтам.
Однако, судя по всему, данный аспект конституции не создал заметных сложностей для Атамбаева. Он без особых проблем сместил с 2011 года четырех премьеров. Последний, Темир Сариев, покинул должность главы правительства на фоне обвинений в коррупции.
Тем не менее, президент во время субботника публично заявил, что этот аспект конституции чреват возможными проблемами в будущем. «Представьте, что будут молодой президент и молодой премьер-министр, – сказал он. – Чего-то не поделят и могут открыть войну между собой. В Африке были такие случаи».
Многие считают, появление новых, молодых кадров – это как раз то, что нужно правительству Кыргызстана.
Атамбаев избегал вопиющих злоупотреблений властью, которыми отличался режим Бакиева, но и проведением важных системных реформ тоже особо не занимался.
В докладе, опубликованном Международной кризисной группой в годовщину апрельской революции, Кыргызстан был назван «единственной парламентской демократией в Центральной Азии». Но в документе также отмечалось, что «система не претерпела изменений, несмотря на выборы и перевороты».
«Обладающие связями пользуются безнаказанностью, в то время как многие простые люди живут в бедности и не имеют доступа к правосудию», – говорится в докладе.
Самые ярые критики Атамбаева считают, что призывы главы государства ослабить президентскую власть, усилив при этом позиции премьер-министра и парламента, объясняются его желанием сохранить подобную систему, или как минимум обеспечить собственную безопасность после прихода нового президента, который может оказаться политическим врагом Атамбаева.
«Я думаю, он хочет сделать страну неуправляемой», – заявил Эдиль Байсалов, бывший руководитель аппарата президента переходного периода Розы Отунбаевой, возглавлявшей республику в течение полутора лет после свержения Бакиева.
«Тогда он сможет воспользоваться своими связями с Россией, чтобы стать «серым кардиналом», тянущим за ниточки, но остающимся при этом в тени», – сказал Байсалов.
Прочие, включая бывшую судью Конституционной палаты Клару Сооронкулову, отказываются исключать возможность того, что Атамбаев, известный своей непредсказуемостью, все же нарушит обещание и сядет в кресло премьер-министра.
«Он может поступить по примеру римского императора Августа, взявшего под свой контроль все институты Римской республики, когда к нему обратились с подобной просьбой. Он может сказать: «Разве я виноват, что моя партия попросила меня это сделать? Разве я виноват, что люди так любят меня?»», – предположила Сооронкулова, лишившаяся своего поста за несогласие с законом об обязательной биометрической регистрации в качестве необходимого условия для принятия участия в голосовании на парламентских выборах в октябре.
По мнению наблюдателей, проведение конституционного референдума было бы невозможно без молчаливого согласия главного союзника Кыргызстана – России.
С этой точки зрения примечательным представляется проведенный после референдума переход к парламентаризму в Армении, еще одной бывшей советской республике, находящейся под сильным влиянием Москвы и перешедшей к парламентско-президентской системе управления государством.
В Армении противники перехода к новой системе озвучивали те же подозрения, что звучат в отношении Атамбаева – что конституционные поправки призваны усилить роль нынешнего президента Сержа Саргсяна, которому вскоре предстоит покинуть свой пост.
Кыргызский оппозиционер и бывший депутат парламента Равшан Жээнбеков признает, что проведенный в Армении референдум является для него «загадкой», так как считается, что Москва предпочитает иметь дело в странах ближнего зарубежья с авторитарными лидерами. По его утверждению, Россию и кыргызское общество придется убеждать, что ослабление президентской власти отвечает их интересам.
Однако в целом Жээнбеков поддерживает предлагаемые изменения. «На протяжении последних шести лет мы склонялись к президентской модели и связанным с ней авторитарным тенденциям, – сказал он EurasiaNet.org. – Возможно, Атамбаев хочет поменять систему, чтобы обеспечить собственную безопасность и обезопасить свое имущество, но это все равно полезный шаг. Нам суждено стать настоящей парламентской демократией».