Куштар Мамыталиев — инициатор акции «Түкүрбө: Не плевать», которую поддержали больше четырех тысяч человек на Facebook и президент Алмазбек Атамбаев. Kloop.kg решил поговорить с Куштаром о том, как возникла идея расклеивать по городу стикеры и о проблемах, и о будущем страны.

Куштар Мамыталиев, организатор акции ""
Куштар Мамыталиев, организатор акции «Түкүрбө»

О том, почему возникла инициатива

Я учитель, работаю в школе, преподаю английский язык. Школа называется Silk Road
Много лет жил за границей. А когда вернулся в Бишкек, первое, что мне бросилось в глаза — это плюющиеся люди. Меня это сильно раздражало, а в определенный момент совсем достало. Я не мог это больше терпеть, и однажды, проходя мимо «Бета Стореса», мимо заплёванного прохода, где стояли таксисты и харкали себе под ноги, я просто взорвался.

«Байке, түкүрбөсүнүз», сказал я, очень грубым тоном сказал. И даже сам испугался своей грубости. А таксист услышал и извинился.

Но такими способами если буду действовать, подумал я, то и не доживу до своей старости. И поделился идеей с одним своим другом, дизайнером, попросил его сделать наклейку со словом «Түкүрбө» большими шрифтом.

Сначала вышло 160 штук по 4.5 сомов. Стал клеить где ни попадется, потому что меня это всё достало. Заходил в маршрутки, спрашивал, можно ли приклеить. На меня смотрели как на идиота, но потом говорили «давай-давай».

О том, как отреагировали люди

Акция была спонтанной, я ничего большого не планировал. Но оказалось, что людям это нужно, что у людей наболело. И отклик на Facebook был как взрыв бомбы. Я создал страничку, и за пять дней, без рекламы и без чего-либо, она набрала тысячу лайков. А сегодня, спустя двадцать дней существования, отметка приближается к 4 тысячам. И говорит это не об успехе странички, а об актуальности проблемы.

Люди не могут больше терпеть и готовы поддержать любую акцию. Сто метров ведь и не пройти, чтобы не увидеть какого-либо “харкуна”. Либо на противоположной стороне улицы кто-то плюнет, либо из машины плюнет, либо на остановке. Идёшь и харчки по дороге. Ну, это невозможно.

И когда я клею наклейки, люди останавливаются, жмут руки, благодарят. Одна бабуля остановилась и даже расплакалась, смотрела, старенькая-старенькая бабушка, поблагодарила. Говорит, «Доброе дело делаешь». Я ей ответил, что всё хорошо будет.

О том, какие были трудности

В магазинах, когда я клею, всегда спрашиваю разрешение, можно ли наклеить. Из всех магазинов 90 процентов отказались, потому что это портит вид их красивых дверей.

Все наклейки, которые я клею, уже сорваны. А те, что не сорваны, уже расчерканы и расписаны. Я каждый день выхожу и клею на остановку, приезжаю обратно — нету. Выхожу, клею, возвращаюсь — расчеркано. «Мне плевать» вместо «не плевать». Ну, ничего, у меня дома тысяча наклеек, вы меня не победите.

О том, кто помогает

Когда я начал делиться проделанным в Facebook, позвонил один парень, сказал, что может помочь. Сказал, что звонит из типографии. Он мне предложил сделать дизайн получше и распечатать за полцены, потому что эта проблема его тоже достала. Таким образом он хотел внести свой вклад. Мы договорились, он мне сделал новый дизайн и наклейки лучшего качества.

Огромное количество людей пишет мне каждый день с благодарностью, с поддержкой. Многие люди стали просить эти наклейки, и я не мог уже физически встречаться с каждым, и решил, что оставлю их в ЦУМе у друга, чтобы он раздавал людям. Люди и сами предлагали помощь, сказали, «Открой “Элсом”, мы тебе закинем деньги».

Потом обратились и журналисты. Я сначала хотел просто распространить информацию об инициативе, не показываться на ТВ. На что мне журналисты ответили: «А как мы будем делать материал, если вас не покажем?» Скажем так, мне пришлось пожертвовать частной жизнью, потому что мне говорили «если вы не покажете лицо, материал не выйдет — проблема будет интересной, только если мы покажем человека за этой инициативой».

О дальнейших планах

Меня пригласили на встречу молодежных организаций с мэрией, и там я познакомился с первым вице-мэром Айгуль Рыскуловой. Она меня горячо поблагодарила, дала свой личный телефон и сказала обращаться в любое время.

Двери мне открываются. Единственное, что мне стоит, это прийти с идеями, и они будут воплощены. Есть уже и выходы на мэрию.

Следующая идея, так как я работаю в школе, это записать с моими учениками песню и поэтом Акбаром Кубанычбековым. Мы хотим снять очень позитивный клип — уже отозвались люди, которые пообещали бесплатно нам его снять. Хотим это в мае сделать.

Идей миллион. За двадцать дней проекта я понял, что проблем у нас непаханное поле. На ближайший год планов уже больше чем надо, и это только на ближайший год.

О том, что харчки — лишь симптом болезни

Люди делают это не оттого, что они тупые или плохие. Это просто привычка, настолько естественная для них, что если им не делать замечение, то им кажется это нормальным. Один человек, которого я остановил и попросил прекратить плеваться, удивился и сказал: «Ого, я в шоке, меня за столько лет впервые кто-то останавливает и просит это не делать».

Меня достает то, что на тротуарах огромные харчки. Я не могу решить все проблемы города. Я не сажусь в маршрутку, чтобы не скафнить, как там воняет. Я не жалуюсь на мусор, закрываю глаза на всё плохое в городе. Но, когда через каждые пять метров харчки, харчки, харчки — это всё чуть ли не до нервного срыва доводит.

О проблемах и будущем Кыргызстана

Хочется куда-то порой уехать, но куда, от себя ведь не убежишь.

Бишкек настолько красивый город, что кажется сказкой. Я два года жил в пустыне, и когда вернулся в Бишкек, мне он показался раем. Богатейшие государства с миллиардами долларов не имеют природы, которая есть у нас.

Я работал в Катаре учителем, у меня учились дети шейхов. Я часто встречался с их родителями, от меня они впервые слышали о Кыргызстане. Но мне было бы стыдно, если бы родители моих учеников у нас оказались. Они ведь все ездят в Европу на выходные, и нам нужно сделать страну нормальной, чтобы приглашать шейхов.

Иностранец что делает? Выходит из отеля, проходит мимо ЦУМа — всё захаркано. Идет на площадь — всё захаркано. Под этими ужасными арками — всё захаркано. Нет чистого места в городе. Вы думаете, иностранцы смотрят город? Нет, они дошли до Филармонии, а потом поехали в горы. Оттуда на Иссык-Куль.

Каждый третий, если не каждый второй, плюется, и они все плюют на имидж Кыргызстана. Они не понимают, как они одним харчком могут испортить имидж страны. А его у нас и так нет, сначала один выйдет со своим «зима не будет», затем второй, затем показывают революцию со всеми этими страшными людьми. И потому никто не хочет сюда ехать.

Я встречал одного швейцарца, который путешествовал по Кыргызстану. Так он фотографировал наши туалеты! Я его спрашиваю, зачем он это снимает. А он мне отвечает: «Я такое никогда и нигде не видел!» Он ведь увезёт это с собой, и будет показывать снимки разбитых сортиров, а не наши красоты.

Эти иностранцы видят наши дороги, наши города, наших людей, и увозят все впечатления с собой. Но они никогда не скажут о нас плохо, потому что они воспитаны. Для них это приключения, а для нас — а мы живём в этом дерьме.

И это не наша заслуга, что природа красивая. Природа сама по себе, она не зависит от людей. Этим не стоит гордиться, если культуры нет. Общество должно меняться, и люди сами должны инициировать это изменение.

Читать по теме: Атамбаев выделил 50 тысяч сомов на борьбу с плевками

По теме:

  • За выброшенный из машины мусор предлагают штрафовать на 10 тысяч сомов
  • Как журналист борется против незаконного мусорного полигона на берегу Иссык-Куля
  • Видео: Очистка дна Иссык-Куля от мусора