Рэпер Дрэйк на прошлой неделе выпустил свой четвёртый студийный альбом Views. Музыкальный критик Kloop.kg Азамат Омуралиев послушал диск и пришёл к выводу, что это одна из лучших работ безнадёжно отставшего Дрэйка.

«If I die, I’m a legend» — пел (или всё же читал?) Дрэйк на своем треке ‘Legend’ с прошлогоднего микстэйпа If You’re Reading This, It’s Too Late. И не лукавил. Канадскому рэперу и делать ничего не нужно: он уже легенда, побившая рекорд The Beatles и задающая главные тренды в хип-хопе.

На новом альбоме Views молодой Дрэйк, он же Обри Грэм, не изменяет своим принципам: он всё тот же новатор и ориентир музыкального развития в жанре, озадаченный любовными вопросами и продвигающий большую базу своих протеже. Это большой, амбициозный диск с двадцатью песнями на полтора часа. По современным меркам, большая щедрость, которая порой может сыграть злую шутку и обернуться толпами растерянных слушателей, но не в случае с Дрэйком.

Во-первых, это не просто сборник всех треков, записанных канадцем за последние три года. Большинство песен с Views — отборные, и потеснившие собой некоторые другие работы рэпера (например, украденные пару лет назад ‘Heat of the Moment’ и ‘How About Now’ или недавние синглы ‘Summer Sixteen’, ‘Back to Back’ и ‘Charged Up’). Во-вторых, несмотря на отсутствие объединяющей темы или концепта, альбом умудряется работать как саундтрек к фильму о миллениалах с достойными титрами (трек ‘Views’) в финале.

И несмотря на то, что ощущается Views именно как саундтрек к фильму, а не, допустим, как музыкальная полнометражка вроде good kid, m.A.A.d city, Дрэйку удается тянуть пару эфемерных сюжетных линий сквозь весь диск. Обри жалуется на жизнь, о которой многие мечтают, и аргументы приводит совершенно миллениалльные. Походы в клубы, большие домашние бассейны и деньги не дарят счастье, а становятся некой обязанностью.

Но Дрэйк относится к этим темам с юмором, и за комичными жалобами выстраивает вполне себе достоверный портрет современной интеллигенции, космополитичных людей, не слишком озабоченных материализмом, с кульминацией в песне ‘Redemption’ строчкой «This year for Christmas I just want apologies».

С другой стороны, Views гораздо больше о звуке и технике читки, нежели о словах и тексте. И тут же становится заметно, что Дрэйку мешают его принципиальность и статус. «Легенда» и важная фигура на современной музыкальной сцене, он вынужден постоянно меняться и бежать впереди паровоза. Изобретать новый уникальный звук, углубляться в эксперименты с битами и расширять список приглашенных звёзд на альбоме.

После дерзкого и жёсткого If You’re Reading This It’s Too Late, который не играл ни по каким правилам и всё равно стал самой продаваемой хип-хоп пластинкой года, Дрэйк вновь сменил вектор. Оголённые биты и грубый инструментал из прошлогоднего микстэйпа Дрэйк разбавил лирикой, позаимствованной из своих первых альбомов — и таким образом он замкнул цикл. Take Care, вышел в далёком 2011 году и звучит, конечно, совсем по-другому.

Но давление и ожидания публики заставили канадца вернуться к идеям пятилетней давности. Ранимый и одинокий рэпер, который больше поёт, чем читает — это совсем не новый для Дрэйка образ.

От того самого Take Care новый альбом отличает один существенный фактор. Сегодняшний Дрэйк гораздо более замкнут кругом близких ему музыкантов и боится, что кто-то заткнёт ему рот. Большая часть песен на Views написана талантливым продюсером 40, который свёл не одну пластинку для Дрэйка, а среди приглашённых музыкантов на альбоме PartyNextDoor, с которым Дрэйк записал уже с десяток треков, Рианна, выпустившая с Обри главный хит года, и Future, с которым у канадца есть аж целый альбом.

Доходит до смешного — из альбомной версии трека ‘Pop Style’, вышедшего в качестве сингла пару недель назад, убрали куплет Канье Уэста. В то же время, Уэст не стесняется делать альбом с массивным списком приглашенных артистов и продюсеров, а Бейонсе не возражает против песни Джэймса Блэйка на альбоме Бейонсе без самой Бейонсе.

Обложка альбома Views
Обложка альбома Views

Кроме всего прочего, для Дрэйка, который всегда на шаг впереди жанра, Views внезапно оказывается безнадежно устаревшим альбомом. Среди своих коллег, закладывающих смысл и концептуальную подоплеку в каждую из своих работ — будь то очередные политические посылы у Бейонсе, Ламара или Run The Jewels, социальная критика The Weeknd и Уэста или оптимизм Тэйлор Свифт — поющий о буднях сентиментального миллионера Дрэйк воздвигает практически ремесленный диск, существующий в полной изоляции и имеющий мало какое значение за пределами музыкального мира.

Да, Views технически безукоризнен: он богат на гениально простые биты, резкие скачки внутри уникального жанра «музыка Дрэйка», потенциальные летние хиты и пронзительные баллады. ‘Controlla’ и ‘One Dance’ наверняка осядут на танцполах, ‘Too Good’ с Рианной плавно перекочует на радиостанции, а одноимённый ‘Views’ попадёт в список лучших песен года Pitchfork. Но отсутствие внутреннего стержня, который придал бы всему этому значение, портит имидж альбома на фоне ближайших конкурентов вроде Lemonade и The Life of Pablo.

Дрэйк, кажется, это и сам понимает, и именно поэтому по чуть-чуть обезличивает главного героя своих песен, и подменивает его собирательным образом ребёнка девяностых. На Views у него это получается с переменным успехом, и чаще всего Дрэйк поет о себе и для себя, нежели продвигает какие-то мысли и идеи.

В том виде, в котором вышел Views, это альбом как коммерческий продукт и как самовлюбленный стэйтмент, где Дрэйк самому себе доказал, что он главный трендсеттер на сцене. Сомневаться в успехе пластинки не приходится: Дрэйк — выходец из плеяды рэперов-мидасов, превращающих в золото любой проект с их участием.

Вопрос в том, как долго ещё он сможет удерживать свой трон подобным образом, всё глубже уходя в «музыку Дрэйка» и не развивая тематики своих текстов.

ОЦЕНИТЬ ОБЗОР
«Views» Дрэйка
Предыдущая статья«Бессмертный полк» собрал около 15 тысяч человек в Бишкеке [+фото и видео]
Следующая статьяДень Победы: Как пользователи соцсетей отмечали 9 мая
Азамат Омуралиев
Редактор спецрепортажей, бывший редактор культуры. В основном пишу в своем Facebook, подписывайтесь.
views-drejka-krug-zamknulsyaИ несмотря на то, что ощущается Views именно как саундтрек к фильму, а не, допустим, как музыкальная полнометражка, Дрэйку удается тянуть пару эфемерных сюжетных линий сквозь весь диск. Обри жалуется на жизнь, о которой многие мечтают, и аргументы приводит совершенно миллениалльные. Походы в клубы, большие домашние бассейны и деньги не дарят счастье, а становятся некой обязанностью. Но Дрэйк относится к этим темам с юмором, и за комичными жалобами выстраивает вполне себе достоверный портрет современной интеллигенции, космополитичных людей, не слишком озабоченных материализмом, с кульминацией в песне ‘Redemption’ строчкой «This year for Christmas I just want apologies».