Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение» могут не совпадать с позицией редакции Kloop.kg
Посмотрел видео с митинга правозащитниц Толекан Исмаиловой и Азизы Абдирасуловой, и в голову сразу пришла фраза «Как же память коротка, как же она коротка».
Сразу вспомнился митинг оппозиционеров в Балыкчы летом 2009 года. Это было 31 мая.
Небезызвестная группа товарищей — те, многие из которых сейчас находятся у власти — хотела провести митинг в селе Тюп, но им не разрешили, и они ограничились митингом в Балыкчы. Небольшая толпа людей собралась на какой-то улице недалеко от вокзала. Милиция, провокаторы и бакиевский ОБОН («отряд баб особого назначения» — прим. редакции) были уже тут как тут.
Товарищи как всегда свое дежурное покричали, народ чего-то там посвистел и стал было расходиться, но среди толпы началась стычка, в общем, провокаторы и ОБОН вступили в дело. Оппозиционеры ноги в руки и с трудом прорвались на своих машинах сквозь бакиевскую толпу, ограждавшую им путь.
Немного раньше из Бишкека тогда шустро приехала Азиза Папановна, изнеможденная от жары, кто-то ей дал бутылку воды. Она взобралась на платформу и просила милиционеров, «сторонников Бакиева» не давать поводов для стычек, ведь все один народ, пострадаем мы все вместе, говорит. А в это время товарищи благополучно уже выезжали из Балыкчы.
Таких сборищ у оппозиционеров Бакиеву тогда было много, но зачастую куда менее удачные. И везде их гоняли поганой метлой. Вот эти же милиционеры, которые сегодня защищают эту власть, тогда гоняли ее. Звучит комично, но получается так.
В такие моменты, будучи первыми среди первых, прибегали Толекан Асаналиевна и Азиза Папановна, чтобы милиции и властям напомнить о законах, глазах и ртах, которые донесут общественности — страны и мира — о тех бесчинствах, которые сейчас они намерены совершить.
Тогдашняя оппозиция чуть что, так сразу апеллировала к нарушениям прав человека, произволу бакиевского режима и, выражаясь словами Путина, «шакалила по западным посольствам».
По крайней мере, тогдашний немецкий посол никогда не пропускал какие-либо собрания товарищей в Бишкеке, а депеши [посла США в Кыргызстане Татианы] Гфеллер показывают, что товарищи не брезговали пожаловаться Госдепартаменту США о бесчинствах Бакиева и его команды.
Бакиевы ушли, а потом что? Вселенское счастье наступило что ли? Законы перестали нарушаться? Милиция, прокуратура и суды заработали по международным стандартам?
Все, правозащитников можно выкинуть, они больше оказались не нужны? Теперь правозащитники стали агентами? А в бакиевские времена они ими не были? А что тогда агентов везде звали на свои мероприятия?
Возвращаясь к начальной теме. Все время везде эти шаблонные кремлевские клише про деструктивность, политическую деятельность, политическую активность правозащитников и НПО.
А что такое деструктивная деятельность правозащитников? Говорить про нарушения законов? Трубить про пытки? Про смерти солдат? Про бесчинства милиции? А что, такого не происходит? Следователи у нас научились поднимать пятые точки и заниматься следствием, а не лепить дела на основе «чистосердечных»?
А то, что пыток нет, вы это скажите родителям Эркинбека Ниязбекова, которого вечером ППС поймала на Льва Толстого под предлогом проверки документов и доставила в Ленинское РОВД — под пытками милиционеры заставили написать признательные показания в убийстве, о котором он даже не знал, и его лишили свободы на 12 лет.
Все, дело раскрыто, можно получить премиальную.
А где гарантия, что завтра такое не произойдет (не дай бог, конечно) с вами или с вашими детьми? А гарантии нет. Там не сюсюкаются. Сразу в машину, в отделение, пакет на голову, дубинка, и кто угодно как миленький во всем признается. И куда вы пойдете? В прокуратуру? В Белый дом? Неужто напишите письмо в надежде получить помощь?
А Айнура Ниязбекова — сестра Эркинбека — истоптала пороги всевозможных инстанций. Нигде ее не услышали, нигде ее не приняли. Прокуратура отказывалась возбуждать уголовное дело, а суд как всегда закрывает на это глаза и не наказывает пытателей должным образом. И как она, вы тоже потом побежите к правозащитникам в поисках справедливости. Иначе больше некуда.
И Толекан Асаналиевна, и Азиза Папановна вместе со своими юристами будут вместе с вами бегать, обивать пороги, ставить в неудобное положение власти, позорить правоохранительные органы и суды в международных организациях и заставлять пересматривать дело.
А иначе никак.
В Кыргызстане институты не работают, им плевать на нас. Они занимаются обслуживанием совершенно других вещей и лиц. Судебная реформа даже и не начиналась.
И тогда вот такой поиск справедливости называется деструктивной деятельностью? Когда они пытаются защитить граждан Кыргызстана от произвола собственной же государственной системы, которая функционирует за счет наших с вами денег. Да-да, на те пресловутые налоги, которые в числе прочего формируют госбюджет.
А что политическая деятельность? Копаться и трубить о зверствах в армии — это политическая деятельность? А что, такого не происходит? Солдат не калечат, не убивают, и они не вешаются? На других невинных солдат не вешают дела, чтобы увеличить раскрываемость?
Патриотом нужно быть, говорите…
А вы это скажите Замире Нарынбаевой, бабушке убитого солдата в Оше. Посмотрим за сколько секунд она исцарапает ваше лицо, расскажет вам о патриотичности и порядочности армейских структур.
Вот по делу ее внука результаты экспертизы переделывали бессовестно несколько раз, якобы он это сам. Да, сам повесился вне части, в каком-то селе. Как его могли выпустить из части, что он мог делать в незнакомом селе — непонятно. А прокуратуре это и не надо. Она быстро взяла да и закрыла дело.
Куда только Замира Нарынбаева не ходила — слушать бедную женщину никто не хотел. Если бы не пришла в офис Азизы Папановны, дело о якобы суициде ее внука в армии так и оставалось бы закрытым.
«Кылым шамы» в рамках своего проекта предоставил Нарынбаевой бесплатного юриста, которая добросовестно и отважно занялась делом, добилась повторной объективной экспертизы и возобновления дела в республиканской Военной прокуратуре.
Вот откуда у Замиры Нарынбаевой нашлись бы деньги на грамотного юриста? Бедная женщина живет на одну пенсию. Где бы ей помогли, если бы не правозащитный центр Азизы Папановны и этот проект на пресловутые западные деньги? А где деньги нашего государства?
Почему деньги на замену 120 депутатских кресел находятся, а на обеспечение грамотными юристами простых граждан — нет? Что, на стуле сложно сидится? А почему в школе и университете было несложно?
А где госденьги, вы спросите у бывшего министра транспорта Малабаева, который, будучи директором «Кыргыз Темир жолу», построил два футбольных поля за 8 млн. сомов, когда рыночные расценки составляют примерно 4,5 млн. сомов за оба поля.
А государственными юристами приходят непонятно кто из бездарных университетов, где они ничему не учатся, кроме извращенного и испорченного взгляда на жизнь, и все время адвокатируют госорганы во время жалоб простых жителей.
Вот в «Востоке-5» кому-то взбрело в голову устроить бордель в жилых пятиэтажках в нескольких шагах от детского сада. Бедные жители куда только не обращались, а Верховный суд бессовестно принимает только сторону хозяев, причем указывая в своем постановлении на совершенно нерелевантные статьи.
Наивные жители пошли в Свердловский акимиат, который, к слову, в двух шагах от их дома, и там им дали юриста, который, наверное, больше никуда не мог устроиться, и устроился туда, куда способные юристы не идут.
Вместо того, чтобы защищать интересы жителей этот акимиатский юрист чуть ли не заступался за хозяев борделя. Вот где выражение «кто платит, тот заказывает музыку» работает как нельзя кстати, а не в пресловутых западных грантах.
У хозяев борделя деньги на хороших юристов, связи и деньги для «объективных» разбирательств есть, а у простых жителей нет. Вот и вынуждены жители и их дети лицезреть все прелести неплевательского отношения государства к ним в буквальном смысле.
У простых людей нет средств, связей и знаний давать адекватный отпор от этого произвола. У тех, кто может, есть деньги, связи, папочки и мамочки. Им нечего бояться.
Государство не выделяет ни тыйына на работу правозащитников. Правильно. А зачем выделять? Там же вам кажется, что все хорошо, никаких проблем нет, все классненько. Жалобы и тревоги вам непонятны. Глаза жиром заплыли. Вам кажется, что от нечего делать тут правозащитники задумали вселенский заговор.
А что у вас прозрение произошло только сейчас? В бакиевские времена заговора у них не было, да? В бакиевские времена, значит, они занимались правозащитной деятельностью, когда вас везде гоняли, как дворовых собак, а когда власть перешла в ваши руки, они сразу стали агентами Запада?
Насчет Запада.
У государства нет денег на обеспечение защиты собственных граждан. У него есть деньги на что угодно, но только не на нас. Почему-то вот Западу есть дело, а собственному государству — нет.
И мне неважно, из каких соображений Запад выделяет деньги. Если эти деньги используются во благо интересов простых граждан, пусть текут. Если бы не эти гранты, один бог знает, каков был бы океан несправедливости у нас в республике, сколько было бы сейчас невинных людей в тюрьмах, искалеченных судеб и заплаканных глаз матерей.
И я говорю «спасибо» им. Чтобы, наоборот, было еще больше правозащитников, юристов, помогающих бедным простым людям, которым больше некуда идти за помощью, кроме как к Толекан Асаналиевне или Азизе Папановне.
Я себя чувствую чуточку защищенным здесь именно благодаря тому, что есть такие правозащитники. Потому что, если не дай бог, вдруг что произойдет, я буду обращаться не к вам, товарищи, не в прокуратуру, не во всякие белые и черные дома. Ибо толку от вас никакого, никакой защиты не дождешься — скорее помрешь, чем какая-то реакция придет. Я буду звонить Толекан Асаналиевне и Азизе Папановне.
И я знаю, что они прилетят хоть ночью и приложат все усилия, чтобы защитить меня от вас, государство. И нужно еще разобраться, кто является большей угрозой для народа в этой стране — эти уважаемые правозащитники или государство и его представители.