Чикагский рэпер Chance the Rapper, отметившийся ярким куплетом на последнем альбоме Канье Уэста, выпустил свой третий микстэйп Coloring Book. Музыкальный критик Азамат Омуралиев считает, что ему удалось органично совместить на одном альбоме Джастина Бибера с Лилом Уэйном, но не получилось найти свой голос.

На Западе юный рэпер Чанселор Бэннет — или Chance the Rapper — к выходу своего третьего микстэйпа Coloring Book уже был относительно известен и имел за спиной хвалебные отзывы изданий вроде Rolling Stone и Pitchfork.

На постсоветском пространстве же о Чэнсе до этого года тяжело было услышать (ещё тяжелее было услышать не о нём, а, собственно, его самого). Во-первых, он выходец из плеяды полунезависимых-полуандерграундных рэперов вроде childish gambino и Tyler, the Creator, которых у нас не очень жалуют. Во-вторых, у Чэнса до ‘Ultralight Beam’ Канье Уэста с The Life of Pablo, где он исполнил стремительный куплет и чуть ли не лучший момент альбома, не было коллабораций с большими и известными артистами современной музыкальной сцены.


Куплет Chance the Rapper начинается на 2:35

И Coloring Book для Чэнса — работа совершенно иного масштаба. По многим причинам. Это большой альбом про религию и веру, про несправедливость улиц родного для Чэнса Чикаго и счастье отцовства, и в этом смысле большой для артиста шаг вперёд. Раньше Чэнс пел про ветреных девушек, марихуану и кислоту (один из его микстэйпов так и назывался — Acid Rap), теперь же он своим звучным и легко отличимым голосом распинается о высоких материях.

Помимо того, Coloring Book — чуть ли не самый богатый на приглашенных артистов альбом этого года. На открывающем треке ‘All We Got’ Чэнс выстраивает сиквел того самого ‘Ultralight Beam’ с самим Уэстом и Чикагским детским хором, мечась между госпелом и хип-хопом. Потом вместе с Лил Уэйном на ‘No Problem’ рассуждает о его проблемах с лейблом, попутно отмечая, что сам Чэнс свою музыку раздаёт бесплатно, и уже через пару треков на ‘Blessings’ заявляет, что ‘I don’t make songs for free / I make them for freedom’.

Дальше — больше. Мрачный фит Янг Тэга, разливающийся r’n’b с Jeremih, трек для вечеринок c Know Fortune и там же — трек для афтепати с Джастином Бибером. T-Pain, Future, Ty Dolla Sign, и ещё с десяток других артистов. Такого в этом году не позволили себе ни Бейонсе, ни Дрэйк.

Впрочем, несмотря на то, что Coloring Book создаёт впечатление лёгкого летнего диска, под который можно с одинаковым успехом подплясывать на пляжных вечеринках и встречать рассветы, риторика Чэнса уходит в фундаментальный вопрос религии, который тянется сквозь всю пластинку. И это единственный момент, где Чэнс оступается.

На Coloring Book ему удалось невероятное. Он сумел пригласить самых актуальных и больших артистов современности в уму непостижимом количества и сохранить собственный голос на альбоме. Он смог сделать из песни о наркотиках сентиментальную исповедь взросления, и заставить и без того поднявшегося в последний год Бибера звучать органично на одном из самых экспериментальных хип-хоп-альбомов года.

Что ему не удалось, так это сохранить нейтралитет или сделать высказывание. Сквозящая тема религии и веры на Coloring Book занимает центральное место, она громоздка и вездесущна, но Чэнс боится подвести её к логическому выводу. С другой стороны, он не стесняется не сохранять нейтралитет и бросаться строчками вроде ‘God is better than the world’s best thing / God is better than the best thing that the world has to offer’ и советовать уйти в эскапизм.

Coloring Book, после его релиза, стали сравнивать с дебютным альбомом Уэста The College Dropout. У Чэнса на самом деле есть много общего с Канье — они оба не боятся экспериментировать со звуком и выглядеть смешными, оба много поют о Боге и наркотиках. Но если Уэст активно ставит свою веру под вопрос и при этом постоянно выстраивает истории своего сомнения и не боится читать стэйтментами, то Чэнс пока боится занимать определённую позицию.

Парадоксальнее всего то, что эта проблема лирики Чэнса не стоит настолько остро здесь и сейчас. Он сделал добротный и эклектичный альбом, который по зоне покрытия жанров может теоретически заменить всё вышедшее в последние месяцы. Однако что ждёт его в будущем, не совсем понятно. Чэнс очень высоко замахнулся, но никуда не прицелился — и попасть он может как в соседи к Уэсту, Ламару и Дрэйку, так и на уровень своих первых андерграундных работ.

Весь альбом Coloring Book

ОЦЕНИТЬ ОБЗОР
Coloring Book
Предыдущая статьяФото: Как Бишкек праздновал День защиты детей
Следующая статьяВидео: Велосипедисты из четырёх стран посоревновались в кыргызских горах
Азамат Омуралиев
Редактор спецрепортажей, бывший редактор культуры. В основном пишу в своем Facebook, подписывайтесь.
coloring-book-chance-the-rapper-dobro-i-zloНа Coloring Book ему удалось невероятное. Он сумел пригласить самых актуальных и больших артистов современности в уму непостижимом количества и сохранить собственный голос на альбоме. Он смог сделать из песни о наркотиках сентиментальную исповедь взросления, и заставить и без того поднявшегося в последний год Бибера звучать органично на одном из самых экспериментальных хип-хоп-альбомов года. Что ему не удалось, так это сохранить нейтралитет или сделать высказывание.