Правозащитницы Толекан Исмаилова и Азиза Абдирасулова подали иск против президента Алмазбека Атамбаева после того, как тот обвинил их в «отрабатывании грантов» и сравнил с персонажами басни Крылова. Корреспондент Kloop.kg понаблюдала за первым заседанием этого дела.

Повествование ведется от лица корреспондента Kloop.kg Александры Титовой.

Первомайский суд Бишкека начал 8 июня изучать дело по «оскорблению чести и достоинства» правозащитниц Толекан Исмаиловой и Азизы Абдирасуловой.

Ответчиком в этом процессе выступает президент Алмазбек Атамбаев, который сравнил их с персонажами басни «Квартет» Ивана Крылова и обвинил в «отрабатывании грантов».

Речь президента прозвучала в контексте форума оппозиционеров, где в том числе присутствовали Исмаилова и Абдирасулова. Позже некоторых участников форума задержали и обвинили в «попытке насильственного захвата власти».

***

Заседание началось без опоздания в 9 утра. Местом проведения был выбран небольшой кабинет судьи Алмазбека Калыбаева, в котором, как в заполненной маршрутке, теснилось почти 30 человек.

Сам президент на заседание не пришел, его представляла адвокат Алмаз Османова — заместитель председателя правления бишкекской территориальной адвокатуры — строгая и немногословная женщина.

Судья Калыбаев первым делом отклонил все прошения, которые подали правозащитницы и адвокат президента — он отказался прекращать дело по просьбе Османовой и отказал Абдирасуловой в участии Атамбаева в процессе.

— На следующее заседание, хотя бы один раз, пусть придет к нам президент. Я Алмаза очень хорошо знаю, но на те вопросы, которые я хотела бы задать ему самому, он наверное не может ответить, — сказала правозащитница.

Присутствующих журналистов разочаровал отказ судьи в съемке процесса на видео — раздосадованные, они достали блокноты и диктофоны.

Исмаилова попросила судью учесть положительные отзывы о её работе в качестве правозащитницы от государственных органов и министерств и её награды в общественной деятельности.

— В чём моя вина? Я не понимаю. На зарубежные гранты будут в будущем году проходить выборы президента. Кажется, стороне Атамбаева придется подготовить ответ о том, что такое гранты. Зачем меня и мою семью нужно было травмировать и так пренебрежительно обвинять в дестабилизирующей деятельности? — возмутилась она.

***

2015-05-21_10-56-58_994307_w

Затем судья предложил подробнее изучить, что именно оскорбило Исмаилову в словах Атамбаева.

— Пройдем по первому предложению. Словосочетание «какая разношерстная публика» затрагивает вашу честь и достоинство? — спрашивает Калыбаев правозащитницу.

— Конечно, затрагивает! Он же не говорит, «какая разношерстная публика». Он говорит, что мартышки там, осёл. Я что — мартышка или осёл? — возмущенно отвечает Исмаилова.

Калыбаев предложил рассмотреть распечатку высказываний Атамбаева, которую предоставила правозащитница. Свои вопросы он начал задавать к знакам препинания в стенограмме выступления президента.

— Снова пройдемся по первому предложению. «Какая разношерстая публика», [затем стоит] восклицательный знак, это предложение затрагивает честь и достоинство Исмаиловой Толекан?

— Затрагивает!

— Объясните, в связи с чем? — интересуется судья.

— Потому что перед Днем матери, священным праздником, он говорит о разношерстой публике, поздравляя всех участников, и при этом конкретно говоря о той публике, которая находилась в гостинице. И обвиняет меня, — отвечает Исмаилова.

— Следующее предложение. «Вспоминается басня великого Крылова «Квартет» — это вас затрагивает?

— Конечно, затрагивает. Я же не квартет, я — независимый мониторщик. Если бы я была квартетом, я бы сидела в президиуме.

— Скажите, пожалуйста, в природе, как в басне Крылова, [такой] квартет существует? В природе? — спрашивает Калыбаев.

— Конечно, существует, это же форма сарказма.

— Ясно. Скажите, третье предложение «Помните» и [затем] вопросительный знак идет. Это вас затрагивает?

— Конечно, президент же делает фокус на «помните». Именно на «помните».

— «Помните».

— Помните. Он (президент — прим. ред) опять делает ссылку на «эту группу» на «квартет неудачников». И продолжая — осел, козел, мишка и красавица мартышка. Конечно, затрагивает, я все думала, то ли я осел, то ли я мартышка?

— Вот после словосочетания «Какая разношерстая публика», и заканчивая «У большинства из них есть и средства и жилье и богатые покровители за рубежом», вот тут есть фамилия «Исмаилова»?

— Нет, но потом моя фамилия указывается, а здесь пока он подразумевает меня.

Судья объявил перерыв и перенес заседание на 17:00.

***

aziza abdirasulova

После перерыва суд начал изучать показания Абдирасуловой. 58-летняя правозащитница заявила, что после заявления Атамбаева в её сторону начались угрозы со стороны пользователей соцсетей и агрессия от некоторых горожан.

— Моя дочь позвонила мне утром и сказала, чтобы я посмотрела на обсуждения [в социальных сетях]. Это было ужасно — высказывания людей, которые открыто угрожали, привели нас в шок. Мы испугались и думали, что действительно за нами могут прийти, — сказала она.

Абдирасулова сказала, что после прочтения слов Атамбаева срочно обратилась в аппарат президента, чтобы глава государства опроверг своё сообщение. Она объяснила, что находилась на мероприятии в целях мониторинга.

— Мне не было бы так обидно, если бы это сказал [бывший президент Аскар] Акаев, с которым я никогда не встречалась. Но Атамбаев… Когда он был оппозиционером, и мы с Исмаиловой защищали его права, он мог нам позвонить. И мы, несмотря на ночь или день, ехали защищать его права. Даже ночью выезжали спасать его, — сказала она.

Правозащитнице стало сложно сдерживать эмоции — под конец своей речи она чаще отпивала воды из своего бокала, а затем заплакала. Она сказала, что оценивала моральный ущерб в 2 млн сомов от слов Атамбаева, но теперь оценивает его в 10 млн.

— Это мы — уроды? Это [президент] нас так назвал? Тогда это прямая угроза, приказ властным структурам в отношении меня! Я воспринимаю это как опасность для своей личной безопасности. И это также задевает мою честь и достоинство, — сказала Абдирасулова.

Судья Калыбаев завершил заседание и назначил следующий процесс на 15 июня.