Активист Жениш Молдокматов заявляет, что сторонники смертной казни для насильников детей за год собрали 19 тысяч подписей. Они обещают митинги, если парламент не примет соответствующий законопроект. Правозащитники не исключают несправедливое расследование и ошибки, и призывают отказаться от введения казни.

Петиция за введение смертной казни в отношении насильников детей собрала 19 тысяч подписей с мая 2015 года. Об этом сообщил председатель движения «Сильная семья — сильное государство» Жениш Молдокматов.

Он сказал в интервью Kloop.kg, что в ближайшее время он и его единомышленники планируют довести количество подписей до 30 тысяч.

«После того, как мы вручили 11 тысяч подписей в парламент, мы не остановились, так как вопрос педофилии стоит остро. Чтобы укрепить позицию и требование к парламенту, мы дальше продолжили собирать их», — сказал он.

Он добавил, что, если депутаты не примут во внимание обращение активистов, то они выйдут на мирные демонстрации у здания Жогорку Кенеша.

«Мы не исключаем возможные митинги у Белого дома, если вопрос будет стоять на месте», — сказал он.

Конституция Кыргызстана даёт избирателям право законодательной инициативы. Статья 79 гласит, что для народной инициативы достаточно собрать 10 тысяч голосов.

Руководитель правозащитной организации «Бир Дуйно — Кыргызстан», которая занимается защитой прав подвергшихся пыткам, Толекан Исмаилова, выступает против введения смертной казни.

В беседе с корреспондентом Kloop.kg, она заявила, что Кыргызстану нужно проводить реформы, вместо того, чтобы возвращать «карательные меры».

«Многие люди, которые были приговорены к высшей мере наказания, проходили через невыносимые пытки. Мы ожидаем реформ, а не возврата к прошлому. Бывают судебные ошибки, бывают следственные ошибки. Бывает корпоративно-клановая система, когда судья, прокурор, судоисполнитель — родственники. Поэтому эти призывы опасны», — сказала она.

Заведующая отделом лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения Айгуль Бообекова считает, что смертная казнь не решит проблему с насильниками детей.

«Эта проблема наоборот будет прятаться и уходить в глубь общества», — сказала она.

Парламентская фракция «Онугуу-Прогресс» в мае 2016 года предложила ввести в Кыргызстане смертную казнь для лиц, совершивших насилие над детьми.

Депутат Тынчтыбек Шайназаров предложил казнить не только насильников, но и убийц.

«Где есть деньги — любое дело закрывается. Родители уезжают на заработки, дети остаются и подвергаются насилию. Я согласен с введением смертной казни, но не только в отношении педофилов, но и насильников и убийц», — заявлял он.

За отмену моратория на смертную казнь выступала группа активистов в 2015 году. Общественный фонд «Кыргыз журтум» на юге Кыргызстана инициировал сбор подписей за наказание смертной казнью преступников, совершивших насилие над детьми.

Кыргызстан отменил смертную казнь в 2007 году, а мораторий на него действовал с 1998 года.

Последний случай насилия в отношении ребёнка был зарегистрирован в июне 2016 года, когда милиция задержала имама Сузакской мечети по подозрению в изнасиловании 10-летнего ребёнка.

Поводом для его задержания послужило обращение матери ребёнка — она заявила, что 58-летний имам сельской мечети насиловал её сына. Она сказала в интервью радио «Азаттык», что священнослужитель угрожал мальчику.

«Иногда имам занимался этим, давая ребенку по 50 сомов, иногда — угрожал, что убьёт. Кто-то увидел всё это и рассказал моему супругу. Он не хотел говорить об этом, боясь позора перед односельчанами, но я написала заявление», — сказала она.

Издание сообщило со ссылкой на свои источники в милиции, что имам признался в совершении изнасилования. Сейчас он содержится в изоляторе временного содержания.