Кыргызский парламент, избранный в октябре 2015 года, завершил свою первую сессию 30 июня. Редакция Kloop.kg вспомнила, какие законопроекты предлагали депутаты Жогорку Кенеша, и чем они отличились за один сессионный год.

На итоговой пресс-конференции парламента спикер Чыныбай Турсунбеков заявил, что за один сессионный год депутаты рассмотрели 273 законопроекта и приняли 157.

По его словам, основная часть законов, принятых народными избранниками, была направлена «на защиту прав и свобод человека и развитие демократии».

Редакция Kloop.kg вспоминает самые громкие законопроекты депутатов, которые вызывали критику или поддержку кыргызстанцев.

Первые месяцы нового VI созыва сопровождались скандалами вокруг распределения депутатских мандатов — с ноября 2015 года по февраль 2016 года как минимум десять парламентариев лишились мест в парламенте. Часть из них добровольно отказалась от работы в Жогорку Кенеше, другие же судились за свои кресла.

Отказ от «иностранных агентов»

Один из самых громких законопроектов, который достался новому парламенту от предшественников — так называемый закон «об иностранных агентах», предложенный Нуркамилом Мадалиевым и Турсунбаем Бакиром уулу в мае 2014 года.

Первая версия законопроекта предлагала ввести понятие «иностранный агент» для неправительственных организаций, получающих финансирование из-за рубежа и кыргызских филиалов международных организаций. Законопроект также предполагал ужесточение финансовой отчетности и дополнительные проверки некоммерческих организаций (НКО) со стороны Министерства юстиции.

Десятки НКО выступили против принятия документа парламентом, называя понятие «иностранного агента» унизительным и приравнивающим гражданских активистов к шпионам.

Законопроект был фактически переписан ко второму чтению в новом парламенте: из него удалили формулировку «иностранного агента», ввели вместо него понятие международной организации и предложили НКО ежегодно публиковать отчёт о своей деятельности в интернете. Почти две трети депутатов проголосовали за принятие новой редакции законопроекта, но в третьем чтении 12 мая законопроект был отклонён чуть больше, чем половиной парламента.

Споры вокруг нике для несовершеннолетних

Бывшая генпрокурор Аида Салянова, пришедшая в парламент на выборах 2015 года в составе партии «Ата Мекен», предложила ввести уголовную ответственность для священнослужителей за проведение обряда бракосочетания (нике) с несовершеннолетними.

Законопроект получил одобрение гражданских активистов и общественности в целом, но 26 мая парламент отклонил документ. Позже, отвечая на вопросы журналистов и массовую общественную критику, голосовавшие против законопроекта депутаты объяснили свое решение «техническими неполадками», «отсутствием во время голосования», а кто-то просто забыл почему был против.

Активисты движения «Бир Дуйно Кыргызстан» организовали акцию протеста у Белого Дома 30 мая, призвав депутатов повторить голосование. После волны массового недовольства, депутаты провели повторное голосование и приняли законопроект в первом чтении.

Поправки в закон о СМИ

Незадолго до депутатских «каникул», социал-демократ Кожобек Рыспаев предложил депутатам внести поправки в закон о СМИ и запретить иностранцам учреждать в Кыргызстане средства массовой информации. Свою идею он аргументировал заботой об «информационной безопасности» страны. В дополнение, он предложил ограничить объем иностранного финансирования СМИ до 20 процентов. Документ был принят в первом чтении.

После критики и недовольства со стороны журналистов и правозащитников, текст проекта был изменен. В новой редакции, запрет коснулся только телеканалов — учредителями ТВ-компаний могут быть только кыргызстанцы и местные компании, иностранные доли в которых не превышают 35 процентов.

Медиаэксперты заявили, что проект — это угроза свободе слова, а также указали на «схожесть» идеи с подобным российским законом. Второе чтение законопроекта депутаты отложили до сентября.

Колебания вокруг «антигейского» законопроекта

Законопроект, запрещающий «формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениями» достался VI созыву также от его предшественников. Документ был инициирован группой из тридцати депутатов во главе с Курманбеком Дыйканбаевым из фракции «Республика». Сам Дыйканбаев не попал в новый созыв, поэтому продвигать законопроект стал его единомышленник Торобай Зулпукаров.

Документ предусматривает уголовную ответственность — штраф или наказание вплоть до одного года лишения свободы, в случае если положительное отношение к «нетрадиционным отношениям» формировалось среди детей и через средства массовой информации.

Проект «застрял в парламенте» после принятия в двух чтениях. Это произошло на фоне критики со стороны международных институтов и правозащитных организаций — Европейского парламента, ОБСЕ, ООН и «Хьюман Райтс Уотч». Все они призвали депутатов отклонить законопроект из за «дискриминационных норм» и «расплывчатых» формулировок.

Парламентский комитет по правопорядку и борьбе с преступностью предложил вернуть законопроект во второе чтение 24 мая. Председатель комитета Джаныбек Бакчиев назвал его «неоднозначным» и « заслуживающим внимания». Депутаты отложили рассмотрение документа до осени.

Соавторы: Айжамал Мураталиева, Нияз Абдразаков