«Силиконовая долина» — комедийный сериал о молодых стартаперах, и недавно окончился его третий сезон. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев заключил, что сериал нисколько не растерял в качестве и стал ещё более богатым на сатиру и разнообразные отсылки.
В прошлое воскресенье окончилась не только «Игра престолов», но и третий сезон другого сериала от HBO, «Силиконовой долины», рассказывающей о молодом стартапе в одноименном районе в Калифорнии. По сюжету одарённый программист пишет очень мощный алгоритм сжатия данных, собирает несколько партнёров и пытается пробиться в оазисе технологических корпораций и маленьких гаражных сообществ, и концентрируется сериал именно на последнем, на том, как маленькая идея может (или не может) превратиться в грандиозный проект.
Стартовала «Долина» три года назад и с тех пор удерживает звание одного из самых качественных комедийных сериалов на современном ТВ. При этом основная категория, по которой разыгрывается весь юмор в сериале — гомерически смешной набор карикатурных персонажей, среди которых есть инженер-сатанист, андроидоподобный менеджер и CEO, одержимый метафорами с участием настоящих животных.
Глупыми (и смешными) в большинстве случаев эти герои, однако, кажутся из-за одной объединяющей их черты. В Долине, кажется, мало кого волнуют деньги — по крайней мере, не деньги в привычных их масштабах. Совсем как в «Социальной сети» Финчера, для молодых стартаперов «один миллион — это некруто, круто — это один миллиард». Третий сезон разительно отличается от первых двух именно в этом аспекте. Денежный вопрос (важно уточнить, что не вопрос финансирования проекта, который к этому моменту уже устаканалися) впервые в сериале встаёт достаточно остро — и за этим следуют красивые офисы в стиле Google, смены плана развитий и появление классического технологического менеджера, который свергает основателя.
Впрочем, любить «Силиконовую долину» стоит за другое. С подобным сюжетом легко можно было бы закрутить напряженный триллер в духе вышеупомянутого фильма Финчера или жанрового собрата Suits. Но сериал от HBO стал именно комедией, и не ситкомом, а очень едким сатирическим шоу.
С первых минут «Долина» высмеивала всю культуру, образовавшуюся в Сан-Франциско и его окрестностях: однообразные рекламные ролики, корпоративную культуру в корпорациях вроде Google и Facebook, немыслимые массивы денег от инвесторов, хакатоны и гендиректоров. При этом сериал редко стесняется прямых отсылок; несмотря на то, что главный антагонист «Долины», эдакая «корпорация зла» — это вымышленная компания со смешно звучащим в русской озвучке названием hooli, остальные стартапы здесь реальны. И герои не просто заказывают очередной Uber или звонят по Skype, а активно издеваются на их тему, заходя на один уровень глубже.
С юристами, врачами или судьями подобный трюк бы не прокатил — слишком мала площадь соприкосновения этих сфер деятельности с большой сериальной аудиторией. А вот о том, где, на какие деньги и чем занимаются молодые стартаперы, в общих чертах понимают примерно все. «Силиконовая долина» — ребёнок лучших традиций американского стэндапа, «Южного парка» и сериалов от HBO, дорогое, уморительно смешное и крайне актуальное детище телевидения последних лет.
На этом фоне ещё интереснее выглядит пророческая сила «Долины». Этот момент не относится к третьему сезону сериала, а ко второму, но подтвердился он тем не менее лишь сейчас. В прошлом сезоне фигурировал молодой менеджер, который с переменным успехом крутился в паре стартапов, однако начал очень сильно страдать, когда перестал быть миллиардером — из-за неудачного стечения обстоятельств его состояние упало до 950 миллионов долларов США.
В этом выродке «Силиконовой долины» ещё тогда, год назад, можно было разглядеть Джека Дорси, основателя Twitter и платежной системы Square, но совсем недавно Дорси действительно перестал быть миллиардером и теперь имеет в активе чуть больше 900 миллионов долларов.
И этот показательный пример описывает примерно всю идею сериала: на бумаге и экранах телевизора подобные вещи кажутся до жути комичными, однако это и есть наша сегодняшняя повестка дня, к которой мы относимся с полной серьёзностью. Никто не думает смеяться над тем, что «единорогами» (стартапами, оцененными больше чем в 1 миллиард долларов) в технологической среде становятся онлайн-блокнот и приложение с линзами-мордами собачек, и никто не издаст смешка при появлении в новостной ленте заметки о том, что Дорси, например, больше не миллиардер.
Если «Социальная сеть» поставила окончательную точку в вопросе о том, круто ли быть нёрдом в 2010-х (правильный ответ — естественно круто), то «Силиконовая долина» говорит совсем другие вещи. Быть нёрдом сегодня — это, конечно, прибыльно, но никакого нового Голливуда из Кремниевой долины не получится, заявляет нам сериал. Все эти инженеры, программисты и сисадмины с трудом ориентируются на вечеринках с Питбулем, не управляются с премиями в миллионы долларов и, в конце концов, всё же боятся заговорить с той девушкой у бара. А когда всё же перебарывают свой страх, расстаются с ними на примерно третий день из-за ссоры с табуляциями (см. cезон 3 серию 6).