В третьем сезоне сериала-антологии «Черное зеркало» высмеиваются социальные сети, виртуальная реальность и вымирание пчел. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев посмотрел новый сезон и выбрал его лучший эпизод.

Сценарий номер один. Пряничное будущее, палитрой напоминающее фильм «Она» Спайка Джонса. Мир, в котором царят идиллия и гармония. Все улыбаются, пьют вкусный латте и — и ставят друг другу оценки.

Лайки и реакции, перекочевавшие из Instagram с Facebook в реальный мир. В новом будущем каждый человек имеет свой рейтинг, составленный из оценок, которые оставляют друзья и простые незнакомцы. Имеешь средний балл выше 4.5? Милости просим: многочисленные скидочные акции, VIP-доступ и тому подобное.

Сценарий номер два. Уже не такое далекое будущее (а может и не будущее вовсе, аналогичный сценарий вполне легко представить себе и сегодня). Среди деталей и атрибутов: самоуправляемые машины, вымирание пчел и массовая слежка.

В качестве триггера — появившийся из ниоткуда непонятный хакер. Он решил проводить опросы в социальных сетях, по результатам которых выбирается жертва. Самый ненавистный человек сегодняшнего дня, который, по мнению интернет-сообщества, заслуживает смерти.

Сценарий номер три. Игровая компания сгребает деньги горами, выпуская высококачественные хорроры. Глава компании красуется на обложках авторитетных изданий. Но времена меняются.

В тренде теперь виртуальная реальность, и если громоздкие очки выглядят не столь сексуально, то на выбор есть небольшая таблетка. Приколоть её, как кнопку, в область шеи — и все, вот вам готовая дополненная реальность, полноценный трип, не требующий никакого технологического оборудования.

Все эти сюжеты разворачиваются в третьем сезоне «Черного зеркала» — сатирического (и оригинально британского) сериала, который высмеивает современные технологии и связанные с ними пороки.

Тех, кто уже знаком с сериалом, тоже ждут новости. Теперь сериал продюсируют не британцы, а американцы. Стриминговый сервис Netflix выкупил права на проект и заказал два сезона, состоящие из шести эпизодов каждый.

Оттого среди актеров теперь не только британцы: в сериях мелькают и звезды «Карточного домика» (Майкл Келли в пятом эпизоде), «Мира Юрского периода» (Брайс Ховард в первом эпизоде) и сериалов AMC (Маккензи Дэвис в четвертом эпизоде).

Впрочем, административные и логистические перемены повестку сериала не подправили — он все так же едок, вульгарен и прямолинеен.

В этом и счастье, и беда сериала. «Черное зеркало» ставит перед собой целью донести до зрителя определенные мысли и предупреждения. Сериал кричит из всех окон, мол, «кайран элим, кайда баратабыз?», и нередко смотрит на проблемы с интересных точек зрения.

Кадр из эпизода Nosedive
Кадр из эпизода Nosedive

Возьмите пятый эпизод этого сезона, в котором нас призывают не абстрагироваться от новостей. Каждая бомбежка, каждая военная операция и каждый пролет дрона над лагерями повстанцев — это потерянные жизни. И роль медиа в этой трагедии — демонизировать образы тех, на кого сыпется град из пуль и бомб.

Но не реже «Черное зеркало» берет за основу темы, которые не раз эксплуатировались в современных ТВ-шоу и фильмах. Кибербуллинг из третьего эпизода, эйфория анонимности в сети из шестого эпизода, да тот же пряничный мир, в котором все ставят друг другу оценки. Как будто целевая аудитория сериала не в курсе, что веб-камеры могут отслеживаться, а соцсети давно стали какой-то параллельной вселенной, в которой мы проводим половину жизни.

Впрочем, проблема не в дефиците оригинальности. Для столь лобовой критики общества сериалу приходится чем-то жертвовать. Начиная с самого первого эпизода, «Черное зеркало» использует персонажей и сюжетные линии в крайне прагматичном ключе. Страдания героев, сюжетные повороты — для сериала это лишь инструменты, которые подчеркивают определенные слабости социума.

Для сатиры подобные приемы не редкость, но «Черное зеркало» — это не только про сатиру, но и про выход на широкие аудитории и всеобщий ажиотаж. Сериалу катастрофически необходим баланс, и в предыдущих двух сезонах его редко удавалось поддерживать.

В третьем определенный прогресс чувствуется: пусть эта магистральная проблема и не решена полностью, сезон все равно находит эпизод, в котором все более или менее хорошо.

Кадр из эпизода San Junipero
Кадр из эпизода San Junipero

Единственный пример, когда персонажи и история не кажутся насильно выдуманными — эпизод «Сан Хуниперо». Чисто теоретически, можно пропустить все остальные серии (благо, «Черное зеркало» — сериал-антология, в котором каждый эпизод имеет отдельный сюжет) и сразу подойти к этой.

В центре сюжета — две девушки и эпоха семидесятых, а потом восьмидесятых, девяностых и даже нулевых годов. Любовь, ночные клубы, игровые автоматы и, естественно, технологические новшества.

«Сан Хуниперо» — самый безоблачный из всех эпизодов сезона, и цинизма в нем чувствуется меньше всего. Отсутствие позитива здесь подменяется очень сдержанным и выверенным чувством стиля, а трагическая бэкстори — счастливой развязкой.

Эпизод примечателен тем, что ему удается донести очень тревожные идеи (мало кто в современной поп-культуре говорит о судьбе пожилых людей) сквозь призму искренней и трогательной истории.

Удивительно, как циничное и грязное «Черное зеркало» допустило подобный сюжет в своем сезоне — это эпизод, в котором все стоит на своих местах и потому трогает глубинные струны души. Именно так ему, среди всех остальных сюжетов из третьего сезона, удается заставить зрителя задуматься. По-настоящему задуматься.

ОЦЕНИТЬ ОБЗОР
«Черное зеркало»
Предыдущая статья«Сегодня большой праздник»: Как Кыргызстан встречал гостей из Узбекистана
Следующая статьяПациенты целителя Зайналиева не дали закрыть его клинику
Азамат Омуралиев
Редактор спецрепортажей, бывший редактор культуры. В основном пишу в своем Facebook, подписывайтесь.
black-mirror-season-3-reviewПроблема не в дефиците оригинальности. Для столь лобовой критики общества сериалу приходится чем-то жертвовать. Начиная с самого первого эпизода, «Черное зеркало» использует персонажей и сюжетные линии в крайне прагматичном ключе. Страдания героев, сюжетные повороты — для сериала это лишь инструменты, которые подчеркивают определенные слабости социума.