«Американская история преступлений» недавно завоевала приз «Эмми» за «лучший мини-сериал». Кинокритик Kloop.kg Азамат Омуралиев посмотрел первый сезон и не может не согласиться с решением телеакадемиков.

Первый сезон «Американской истории преступлений» — это цирк в чистом виде. Реалити-шоу или шарж на настоящие судебные процессы, которым место на каком-нибудь «РЕН ТВ». С одной лишь поправкой — весь этот шарж основан на реальных событиях.

1994 год. Американская икона, легендарный игрок в регби и актёр О. Джей Симпсон летит в Чикаго — а за час до этого жесточайшим образом убивают его жену и её приятеля-любовника. Симпсона, естественно, обвиняют. У него есть мотив, у полиции – улики, у прокураторы – ДНК с места преступления и показатели свидетелей.

С таким набором карт в реальном мире, согласно здравому смыслу, отвертеться не получилось бы никак. Особенно когда к делу, которое позже стали называть «процессом века», приковано внимание всех Соединенных Штатов. Но О. Джей Симпсону удалось.

Кьюба Гудинг в роли О. Джей Симпсона
Кьюба Гудинг (в перчатках) в роли О. Джей Симпсона

И это не спойлер — сериал создавался с этой информацией в уме. Дело против Симпсона повсеместно освещалось газетами и телеканалами в течение года, и вердикт суда в Штатах известен более-менее всем. Более-менее всем также известно, что за О. Джей Симпсонам гонялась полиция по калифорнийским шоссе, что в зале суда на него не налезли перчатки убийцы. Сериал эти факт учитывает: он ставит не на интригу, и даже не на эффектность, а на социальную проблематику и диковинное повествование.

«Народ против О. Джей Симпсона», первый сезон сериала-антологии «Американская история преступлений», оборачивается комедийным шоу на грани цирка не только потому, что исход дела оказывается настолько нелогичным. С фактами не поспоришь — так что сериал заигрывает со своими методами повествования в плоскости персонажей.

В этом аспекте история О. Джей Симпсона — настоящий кладезь, из которого сценаристы вытащили самые яркие личности.

Дэвид Швиммер в роли Роберта Кардашьяна
Дэвид Швиммер в роли Роберта Кардашьяна

Отца семейства тех самых Кардашьян, который по совместительству был лучшим другом Симпсона, играет Дэвид Швиммер из «Друзей». Роль эта ему удается отлично — у Швиммера получается до одури наивный сорокалетний мальчуган, который слепо отрицает вину своего друга. Его, естественно, ожидает классическая трансформация: он не только начинает ставить под сомнение невиновность Симпсона, но и проходит через период принятия мира, который большинство людей испытывают в 14 лет.

Звездный набор адвокатов и обвинителей — отдельный разговор. Здесь и симпатичный камбек Джона Траволты в роли жутковатого и самовлюбленного юриста, и мощная роль Кортни Вэнса в костюме телеведущего-правозащитника, и потрясающая Сара Полсон, изображающая настоящую икону феминизма, и холодный Стерлинг Браун в роли прокурора, мечущегося между фронтами обвинения и защиты.

Кино — это театр, а театр — это не жизнь. Естественно, от телегероев не следует всегда ожидать стальной логики и последовательности, но с таким набором персонажей «Американская история преступлений» перегибает палку и возводит совершенно неправдоподобных персонажей — и это сериалу к лицу. «Народ против О. Джей Симпсона» превращается из холодного судебного триллера о противостоянии юристов в непредсказуемую перестрелку словесных выпадов, в котором на каждую скучную судебную реплику приходится по скандалу.

Эти размышления, однако, не дают ответа на главный вопрос — а чем, собственно, «Американская история преступлений» особенна? Вокруг чего весь шум в медиа, к чему столько статуэток «Эмми»?

the-people-v-o-j-simpson-american-crime-story-episodic-images-1

«Народ против О. Джей Симпсона» — тот редкий пример, когда беспримесный энтертэйнмент оказывается способен на совершенно серьезные высказывания. Этот сериал — примерно как если бы марвеловские фильмы вдруг заговорили о расизме, сексизме и ответственности журналистов.

Ведь дело Симпсона было выиграно в первую очередь за счет работы журналистов, которые создали колоссальный информационный фон. Они освещали каждый чих на этом процессе и таким образом стали рупором для адвокатов Симпсона. Сериал ставит эту ответственность журналистов под сомнение — в этом ли выражается «четвертая власть»? Могут ли журналисты работать, даже если их деятельность ведет к оправданию человека, в виновности которого мало кто сегодня уже сомневается?

Или, например, посмотрите как сериал говорит о сексизме. Это тонкие штрихи, разговор на полутонах — дважды меняющаяся прическа персонажа Сары Полсон не только характеризует стиль 90-х, но и явственно напоминает нам о текущем положении дел.

Сериал вещает, что сексизм и расизм — это не только домашнее насилие и полицейская агрессия. Дискриминация — это наличие предубеждений, которые мешают жить гораздо больше, нежели кажется на первый взгляд. Но избавиться нам не удалось ни от того, ни от другого.

960-3

Первый сезон «Американской истории преступлений» работает по идеальной схеме. Он стартует на скандальном фундаменте о «процессе века» и оперирует набором всем известных фактов. Он выстраивает чертовски затягивающий водоворот событий, который живет за счет комичных персонажей. Он балансирует на грани трагикомедии и триллера, и в то же время подкидывает зрителям обильную пищу для размышлений.

«Народ против О. Джей Симпсона» — сериал из 90-х, который забрасывает своего зрителя иллюзиями, что тогда дела обстояли гораздо хуже. А затем этот же сериал окатывает холодным душем, бьет по щекам и кричит в ухо, что пора осмотреться и признать, что далеко вперед мы, впрочем, не ушли.