Популярность Pokemon Go, кажется, и не думает спадать. Игра появляется во всё большем количестве стран, собирает отклики политиков и религиозных деятелей и даёт брендам поводы для смешных рекламных кампаний. Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев решил напомнить, что Pokemon Go — это пусть и сверхпопулярная, но всё же игра, и написал на неё рецензию.
Окей, вы, скорее всего, уже слышали о Pokemon Go. И слышали не раз. Возможно, вы знаете, что игра официально ещё не доступна в Кыргызстане, что она догоняет (и обгоняет) по популярности некоторые социальные сети, что из-за неё люди идут на кладбища в два часа ночи.
Вы всё это знаете потому, что Pokemon Go — беспрецедентный случай для игровой индустрии. Это первая мобильная игра, которая заставила людей и общественность излить такое количество дискуссий. Первый случай, когда маленькое приложение на телефоне стало поводом для долгих разговоров и штудирования статей в интернете.
Конечно, у франшизы Angry Birds бешеное количество скачиваний, а в Clash of Clans или Candy Crush Saga ежедневно зависают миллионы людей. Однако для большинства людей это что-то вроде таймкиллеров, безобидных развлечений на пару минут.
И вот, на сцену выходит первая мобильная игра от Nintendo, первый легендарный Pokemon на смартфонах. Что-то из совершенно другой сказки, красивая и странная игра, в которой внезапно зависают все вокруг. Стадный инстинкт, естественно, толкает проверить, «а что же это за штука?», и всё, что встречает новоиспеченный покетренер, это недружелюбную игру без каких-либо туториалов. И это один из (а возможно и вовсе самый) главных аспектов Pokemon Go.
На своём примере могу сказать, что в первые две недели после выхода игры большинство разговоров с людьми, которые затрагивали эту сумасшешую пандемию, сводились к банальным вопросам. «А как скачать игру?», «Зачем нужны покестопы?», «Как все-таки ловить этих покемонов?», «Что такое джим?» и т.д. и т.п. Поначалу может показаться, что скупой интродакшн в игру и дезориентация, которой она встречает игрока — следствие плохого геймдизайна, вина разработчиков.
На самом деле это (скорее всего) неправда. Именно непонятность игры (вкупе с стопроцентно работающей связкой покемонов и дополненной реальности, которые гарантируют первоначальную волну хайпа) толкнула пользователей начать делиться впечатлениями и присоединяться к открытому диалогу.
Судить об этом можно и не только на личном опыте: назовите мне хоть одно мэйнстримное издание, которое не выпустило туториал к игре. Объяснять тонкости игры в Pokemon Go (которых на самом деле нет) начали серьезные издания вроде New York Times и «Медузы», а не только условные IGN и Polygon. Что греха таить, мы сами выпустили материал по покемонам (и он за пару дней стал самым популярным текстом месяца на Kloop.kg).
Но это один взгляд на ситуацию, взгляд «мэйнстрима» и людей, которые в принципе не очень связаны с играми. Это та сторона, которая занимается околомаразматичными публичными высказываниями и актуальными рекламными акциями.
Существует и другая точка зрения, которая родилась задолго до выхода игры. И это сторона игровой индустрии. Дело в том, что Nintendo, которая долгое время доминировала на рынке портативных игр, была категорически против выхода на смартфоны. Сатору Ивата, бывший гендиректор компании, считал, что подобный поступок — несмотря на обещанные аналитиками миллионы и миллиарды долларов прибыли — навредит репутации компании и затянет её в бездну.
Однако и он однажды сдался. И до сих пор непонятно почему: причина ли в провале очередной домашней приставки Wii U, давлении упрямых маркетологов или в раке, от которого страдал Ивата, и от которого он скончался в прошлом году.
Pokemon Go — это исторический момент для самой старой компании в индустрии, и, естественно, игровая общественность не может не забыть об этом. Именно это дало игре очень хорошую огласку в «профессиональной прессе», которая в подавляющем большинстве случаев напрочь игнорирует игры для смартфонов.
Впрочем, всё это — разговоры около Pokemon Go. И главный вопрос с этой игрой заключается в том, а достойна ли она не околоразговоров. Go получилась прецедентом ещё и в том плане, что это больше геймифицированная социальная платформа, нежели игра.
В Pokemon Go нет глубокой механики, нет абсолютно никакого нарратива. Нет сеттинга, нет персонажей. В ней нет места даже креативности — помните, в начале игры вам нужно было создать своего героя? Набор модификаций там оскорбительно мал даже для мобильной игры, и это тоже во многом определяет Pokemon Go.
Игры — как кино или литература — чаще всего являются инструментом эскапизма, способом уйти от реальности и забыть о повседневной рутине. Pokemon Go не такая штука, она работает как раз-таки наоборот. Для некоторых игроков она уже стала ещё одной рутиной, и для абсолютного большинства — инструментом социализации. Но не той игрой, которая могла бы гордо носить имя «игры от Nintendo».
Источник заглавного фото: Android Central