Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение», выражают личную позицию их авторов. Оригинал записи опубликован на странице Данияра Айтмана.

Вчера стали известны поправки, которые правящий режим собрался внести в конституцию страны. Поправки эти вредные, опасные и просто безграмотные.

Мы уже знаем из истории, что когда правящий режим в Кыргызстане меняет конституцию, делает он это с единственной целью — сохранить и укрепить свою власть. Это аксиома. Так делал акаевский режим, так делал бакиевский режим и так очевидно сделает атамбаевский режим.

Поправки предусматривают усиление полномочий и статуса премьер-министра, что наводит на мысль о том, что действующий президент собирается переместиться в это кресло, таким образом сохраняя власть в своих руках (точнее в руках своих водителей, телохранителей и прочих холопов).

Впрочем, эта комбинация была вполне ожидаемой и ничуть меня не удивила. Что удивительного в том, что ещё один правитель решил узурпировать власть, наплевав на волю народа и закон?

Меня поразили другие поправки, которые явно указывают на окончательную интеллектуальную деградацию этой власти. Говорят, что дуракам закон не писан. Так это ещё полбеды. Беда Кыргызстана в том, что дураки сами пишут законы.

Вот только некоторые ключевые моменты, бросившиеся мне в глаза:

Права и свободы человека

Действующая конституция признает права и свободы человека высшей ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государства. Это положение — основа конституционного устройства любого правового общества.

Права и свободы человека являются фундаментальными и должны обладать высшим приоритетом. Само государство должно существовать только для того, чтобы обеспечить права и свободы человека.

Предлагаемые поправки вводят целый список «высших ценностей», включающих помимо прав и свобод человека такие хорошие, но юридически бессмысленные понятия как «любовь к Родине», «уважение к старшим», «отцовство», «материнство», «честь и достоинство».

Более того, заявляется, что, во-первых, граждане страны обязаны защищать и продвигать эти ценности, а во-вторых, права и свободы граждан могут быть ограничены для обеспечения этих ценностей.
То есть граждане Кыргызстана должны будут любить родину, уважать старших, быть хорошими отцами и матерями, обладать честью и достоинством, а если они не будут этого делать, то могут видимо оказаться в тюрьме.

Вы скажете, бред? Это бред, но, к сожалению, легко реализуемый на практике. Смысл этой поправки в том, чтобы иметь возможность разделаться с любым неугодным власти гражданином, обвинив его в нарушении «высших ценностей».

Гражданство

По действующей конституции граждане не могут быть лишены своего гражданства. Поправки предусматривают такую возможность. Надо заметить, что в последнее время некоторые западные страны стали практиковать лишение гражданства в отношении террористов. Однако это всегда касается только террористов, обладающих двойным гражданством.

Можно ли доверить нашему государству такую меру? Я думаю, что нет. Иначе мы можем оказаться в такой ситуации, когда после очередного поста Марину Ким лишат гражданства и посадят на самолёт до Северной Кореи (разумеется, за несоблюдение своей обязанности любить родину).

Международное право

По действующей конституции государство обязано восстановить нарушенные права и свободы своих граждан по решению международных органов по правам человека. Это очень прогрессивная норма, хотя она и не соблюдается, к сожалению, как показало дело Аскарова. Предлагаемые поправки ликвидируют эту норму.

Судебная власть

Предлагается несколько поправок в отношении судебной власти, предназначенные для того, чтобы еще больше усугубить её зависимость от исполнительных органов и сделать её совершенно беспомощной и несамостоятельной. Остановлюсь только на двух поправках.

Во-первых, в соответствии с поправками Конституционная палата практически не сможет решить, что какой-либо закон противоречит Конституции, если с этим не будут согласны Жогорку Кенеш и Президент. Это конечно совершенный нонсенс. Где это видано, чтобы преступники диктовали судьям как судить свои преступления?

По этой поправке Президент и Жогорку Кенеш смогут беспрепятственно нарушать конституцию, нисколько не беспокоясь о том, что Конституционные судьи могут помешать этому.

Впрочем, на практике так и происходит. И эта поправка только официально оформит абсолютную беспомощность Конституционной палаты.
Встает вопрос: а зачем нам вообще нужна Конституционная палата? Зачем нам вообще нужна отдельная независимая судебная власть? Может тогда уже закроем этот балаган и сделаем судей мелкими чиновниками исполнительных органов? Откроем «департамент судей» в МВД?

Справка-обоснование прямо заявляет, что судебная власть является вторичной по отношению к Жогорку Кенешу и Президенту. Я думаю, что Джон Локк и Монтескье, придумавшие принцип разделения государственной власти на три равнозначные и независимые ветви, не согласились бы с авторами справки. Но разве они читали Локка и Монтескье?

Во-вторых, поправки требуют лишить всех судей права на тайну частной переписки, разговоров и т.д. То есть предлагается открыто поместить всех судей под колпак ГКНБ. Как судьи могут защищать права и свободы граждан, если они сами будут лишены элементарных прав?

***

Уверен, грамотные юристы найдут ещё больше абсурдных и антиправовых ляпов в этих поправках. Но и вышеперечисленных моментов достаточно, чтобы понять, что предлагаемые поправки направлены на ущемление прав и свобод человека, ликвидацию независимой судебной власти, сосредоточение государственной власти в исполнительных органах.

Действующая конституция не идеальна, но это совсем не те поправки, которые необходимо в неё внести. Эти поправки — преступление против нашей конституции, оплаченной кровью народа.

Я призываю всех здравомыслящих граждан страны выразить протест предлагаемым поправкам и проголосовать против них на референдуме.