В отдаленных селах и джайлоо мало возможностей для развития ребенка. Юрточные садики позволяют детям на пару часов оторваться от повседневных обязанностей.
Повествование ведется от лица автора материала — Айданы Канатбек.
Быт детей на джайлоо
Дети на джайлоо очень радуются, когда к ним приезжают гости, будто бы родители с детства учат их уважать и любить. Многие дети очень открыты и приветливы. Когда они видят незнакомых людей, то готовы поиграть и поговорить с ними. Когда с ними здороваешься, они протягивают в ответ свои шершавые, обветренные ручки.
Их красные щеки пылают, глаза светятся искоркой, поношенная одежда придает им особенный колорит. На джайлоо и в отдаленных селах нет горячей воды, не всегда получается хорошенько помыться или выстирать одежду, поэтому детки всегда немного грязные.
Они живут в горах, вдыхают чистый, свежий воздух, питаются натуральной пищей — пьют кумыс, с удовольствием кушают мясо.
Дети на джайлоо с детства приучены помогать родителям и заниматься домашними делами. Времени на игру остается совсем мало, нужно доить кобылу каждые два часа, присматривать за младшими братьями, помогать маме готовить пищу, приносить воду из речки, чтобы постирать или помыть посуду, и ухаживать за скотом. К примеру, пятилетняя Нуржан и ее трехлетний братик Умар каждый день идут к речке, чтобы набрать воды домой.
Обычно чабаны ставят юрты недалеко от других семей. На джайлоо образовывается небольшое юрточное село. После всех домашних дел дети собираются вечером для игр. Кто-то из ребят ходит от юрты к юрте и зовет играться своих друзей. В основном дети играют возле какой-либо юрты, далеко не уходят.
Сельские дети, в отличие от городских, играют в альчики, «Ак-терек — Кок терек» (цепи, цепи), догонялки, кошки-мышки.
Дети на джайлоо совсем далеки от техники. Для них компьютер или фотоаппарат — это необычная вещь. Когда я вытаскивала фотоаппарат и начинала фотографировать, все дети с изумлением рассматривали его. Потом они начали просить у меня дать им что-то сфотографировать и из-за этого чуть не подрались.
Семьи чабанов очень мало времени уделяют развитию и образованию детей, потому что с утра до позднего вечера заняты домашним хозяйством: пасут скот, делают заготовки традиционной кыргызской пищи — кумыс, сары май (масло), каймак (сметана), курут.
Хотя и родители в городах тоже не так много времени проводят с детьми, пропадая на работе, но у них, как минимум, есть возможность отдать своего ребенка на различные курсы.
На джайлоо и в отдаленных селах таких возможностей нет — нет курсов, нет центров развития, нет кружков по интересам, не хватает садиков. У многих детей есть возможность ходить только в школу.
Юрточные садики на джайлоо
Садики в юртах на джайлоо начинают работать в начале июля. Садик — это условное название, я больше склоняюсь к тому, что это просто место для творчества и развития детей разных возрастов. Сюда принимают детей от двух до пятнадцати лет. Садик работает в две смены: с 11:00 до 13:00 и с 14:00 до 16:00. Всего во всех областях Кыргызстана около 120 юрточных садиков.
Знания, которые не могут детям дать родители, передаются воспитателями. Дети читают, делают различные поделки, рисуют. Обучают их местные преподаватели или приезжие волонтеры.
Директор алайского садика на джайлоо Балыкты Бубуаша Осбаева говорит, что посещение садика помогает детям не забывать изученные материалы.
«Открытие садика хорошо влияет на будущее детей. Родители очень рады. Многие дети 1-2 класса забывают то, что учили в школе, а садик на джайлоо в каникулярное время помогает все вспомнить. Тут поблизости девять юрт, из которых приходят 26 детей», — сказала она.
Восьмилетний Кутман ежедневно посещает садик на джайлоо Балыкты. В будущем он хочет стать бухгалтером и помогать своему садику.
«Прихожу каждый день, мне садик нравится. Тут мы играем в различные игры, пишем, читаем, нам читают сказки, поем. Когда не было садика, мы играли дома, садик лучше. С друзьями в садике играем в кошки-мышки, укус змеи. За месяц я научился делать цветы из бумаги. Я хочу стать бухгалтером, чтобы развивать садик и свое село», — сказал он.
Директор садика на джайлоо Бооке в Ошской области Айнагул Нуралиева говорит, что дети благодаря посещению садика меняются в лучшую сторону.
«Здесь у нас 32 ребенка. Дети, никогда не посещавшие садик, тут кардинально меняются. У нас была одна девочка она вообще не спала. Мы пытались ее усыпить как-то, но не получалось. Однажды она сама хотела уложить других детей, но уснула раньше них. После этого она хорошо спит у себя в кровати дома», — сказала она.
В юрточном садике на джайлоо много книг, переведенных на кыргызский язык. К примеру, биография Махатмы Ганди. Дети с интересом слушают, когда им читают книги, с трепетным старанием обводят каждую букву в тетради, рисуют с жарким пылом и любят делать поделки из цветной бумаги.
Есть дети, у которых нет возможности посещать садик в селе, поэтому для них садик на джайлоо — это шанс узнать что-то новое и интересное.
В садиках проводятся работы не только с детьми, но и с родителями, чтобы они уделяли своим детям побольше внимания и читали им различные книги.
Некоторые дети не хотят уходить домой, потому что в доме тот же привычный быт, те же домашние дела: нужно присматривать за скотом и мыть посуду. А в садике есть много интересного, но эта радость длится три часа, затем приходит пора родителям забирать своих детей.
Фото: Айдана Канатбек
Айгерим Мамаджанова