Со школьным образованием в стране всё не так плохо. Порог вхождения в вузы Кыргызстана нужно повысить — сократить количество бюджетных мест и количество университетов в стране. Высшее образование необходимо далеко не всем. В стране есть дефицит экономистов и юристов. К этим и другим выводам пришли основатель Kloop.kg Бектур Искендер и президент АУЦА Эндрю Вахтель на «Диалоге о К», посвященном кыргызскому образованию.
Дисклеймер: Обзорный материал написан модератором диалога Азаматом Омуралиевым со слов спикеров, участвовавших в разговоре.
О том, для кого существуют вузы
С одной стороны, в любой системе и любой стране есть одарённые люди, которым университет не нужен. Даже больше — им университет мешает. Это люди, которые знают, чего хотят. За примерами далеко ходить не стоит: Билл Гейтс не окончил университет, потому что он ему не нужен был.
Университет нужен для людей, которым не всегда хватает мотивации, которые не до конца определили, чем они хотят заниматься. И таких людей большинство — наверное, почти 99 процентов.
С другой стороны, всегда есть люди, которым высшее образование не нужно в принципе. Диплом не гарантирует практическую пользу каждому выпускнику: он не гарантирует более высокую зарплату или лучшие перспективы.
Университет нужен людям, которые показывают отличные академические показатели, которые ведут активную общественную деятельность. Для таких людей университет станет площадкой, где они смогут расти и развиваться. В противном случае высшее образование окажется бессмысленно потраченными годами жизни.
Проблема высшего образования №1: Менталитет и отношение родителей
Во-первых, подавляющее большинство родителей в Кыргызстане — и подобный менталитет остается в нашей стране со времен Советского Союза — считает, что высшее образование является панацеей от всех проблем. Они считают, что начальное и среднее профессиональное образование являются недостаточно «престижными».
Сами абитуриенты при этом идут учиться только потому что им «нужен» диплом. Мало кто сейчас идут в вузы с целью обучиться каким-то навыкам или получить конкретные знания.
При этом, никто не принимает никаких шагов к решению этой проблемы. Никто не продвигает имидж профессионального образования, несмотря на то, что с ним ситуация в стране даже лучше чем с высшим.
Во-вторых, родители не умеют задавать правильные вопросы. Они не интересуются вузом, в который поступает их ребёнок. Родителям нужно самим оценивать качество и репутацию высшего образования, узнавать, какие средние результаты ОРТ получают первокурсники определенного университета или какой процент выпускников трудоустраивается по специальности.
Проблема высшего образования №2: Дефицит хороших экономистов и юристов
Несмотря на то, что очень важно продвигать имидж профессионального образования и выпускать образованных слесарей, сантехников, парикмахеров и механиков, нам не стоит считать, что в стране избыток экономистов, юристов и политологов.
Страна нуждается в первоклассных экономистах, юристах и политологах. Нам нужны качественно образованные и опытные люди, которые смогут работать в госучреждениях, судах и банках. Если абитуриент учится на адвоката в нашей стране, то он точно найдет работу. Главное, чтобы он получил качественное образование. Иначе получится таксист с «корочкой» экономиста.
Проблема высшего образования №3: (Порой) Ненужная стандартизация образования
В Кыргызстане и у вузов есть определенные стандарты образования, согласно которым образуются программы обучения. Подобные меры помогают не всегда. В таких сферах, как IT, где ситуация кардинально меняется каждые два года, стандарты лишь усложняют процесс изменения программы.
Решение проблем вузов №1: Вдохновить абитуриентов не идти слепо в университет
Подавляющее большинство абитуриентов Кыргызстана поступает в университеты сразу после окончания школы. Нам нужно привить культуру gap year, промежуточного года между школой и вузом. Таким образом у абитуриентов будет время, когда они смогут определиться с целями в жизни.
Также нужно вдохновлять детей выходить из своих зон комфорта. В идеале — ехать за рубеж на каникулы или по определенным программам. Если не получается так, то ехать на роуд-трипы по стране, знакомиться с новыми кругами общения, подрабатывать и заниматься искусством.
Решение проблем вузов №2: Повысить порог вхождения и сократить количество вузов
В Кыргызстане слишком доступное образование. По словам Эндрю Вахтеля, невозможно качественно обучать студентов в вузах меньше чем за 2500-3000 долларов США даже в Кыргызстане.
Как бы странно это ни звучало, государству нужно сократить количество бюджетных мест и закрыть определенное число вузов в стране.
Во-первых, ученики, заплатившие весомую сумму за обучение, будут более мотивированы учиться. Способные и особо одаренные же должны получать стипендии и обучаться бесплатно лишь в случае, если они не могут оплатить свое обучение сами.
Во-вторых, закрытие некоторых вузов и повышение стоимости обучения позволит существенно улучшить качество высшего образования. Лучше иметь немного хороших специалистов, чем много людей с бесполезной «корочкой».
Ради примера — Швеция. В стране с населением в 10 миллионов человек лишь 15 вузов. В шестимиллионном Кыргызстане вузов — 50. При этом в самой Швеции лишь 22 процента населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют степень бакалавра.
Школьная программа: хобби и вдохновение
В советских школах студенты получали массу знаний, но ты не знаешь что с ними делать. В американских школах же, наоборот, студенты не получают знания, но знают, что с этим можно делать.
Знания не нужно запихивать. Другое дело, что важно иметь определенные навыки чтения, понимания и презентации. Важно прививать детям любовь к получению знаний.
Грубо говоря, учителя начальных и средних классов — особенно в регионах — не обязаны в совершенстве владеть своими предметами. Гораздо более приоритетная цель, которая стоит перед учителем — это вдохновить ученика обучаться, привить ему любовь к чтению и развитию. Другое дело, что в старших классах учителям уже важно быть действительно специалистами и правильно преподавать языки, математику, физику и химию.
Проблем со школами в Кыргызстане не так много
Система школьного образования в Кыргызстане не требует столь больших исправлений, в отличие от системы высшего образования. Наши школы работают не слишком плохо, набор предметов и структура этого уровня образования в Кыргызстане находятся в нормальном состоянии. Важно лишь немного сместить акценты.
Во-первых, нужно мотивировать преподавателей быть более активными и менее репрессивными. Нужно обращать внимание на регионы.
Во-вторых, важно больше времени уделять языкам — в особенности, английскому и русскому. Знать один лишь кыргызский язык — это смертный приговор. Со знанием международных языков перед школьником открываются новые горизонты, как для поступления за рубеж, так и для использования онлайн-инструментов самообразования.
В-третьих, опять же, нужно сделать обучение в школе не просто полезным, но и интересным. Нужно завлекать школьников и заинтересовывать их.
Об онлайн-курсах и инструментах самостоятельного обучения
MITx, Coursera и прочие онлайн-курсы очень полезны для людей, готовых посвящать столько времени слепой учебе. К сожалению, ничтожное количество людей заканчивает такие онлайн-курсы, потому что у них нет сильной мотивации.
Об ОРТ и других тестах
Одного лишь стандартизированного теста вроде ОРТ не хватает для определения, потянет абитуриент определенный вуз или нет. Нужно также учитывать средний балл школьного обучения, мотивационные письма и интервью. Тесты не показывают мотивацию ученика работать.
В АУЦА, например, есть дополнительные экзамены, потому что ОРТ не проводится на английском языке. Предметный тест по английскому языку тоже не считается показателем знаний, так как он не включает в себя эссе.
По мнению Эндрю Вахтеля, ОРТ нужно проводить раньше — например, в феврале или марте. Таким образом у университетов будет больше времени оценить и проанализировать результаты абитуриентов.
Читать и смотреть другие «Диалоги о К»:
– Дильбар Ашимбаева и Сергей Келлер о роли современного искусства
– Асан Ботбаев и Данияр Аманалиев о дефиците в культуре