В столице появляются частные театры и арт-студии, открываются новые медиа и реформируются библиотеки. Однако качество многого продуктов оставляет ряд вопросов. Основатель изданий «Гедонист» и «Енот» Асан Ботбаев и основатель ololohaus и ololo art studio Данияр Аманалиев обсудили эту проблему и попытались понять, где лежит её источник — в дефиците спроса на культуру или нехватке предложения.

Дисклеймер: Обзорный материал написан модератором диалога Азаматом Омуралиевым со слов спикеров, участвовавших в разговоре.

Про возможности и выбор в Кыргызстане

Данияр Аманалиев:

Если у вас есть мозг, то вы рано или поздно осознаете, что с этой страной не всё в порядке. Ряд факторов делает жизнь в Кыргызстане некофмортной и неприятной.

Но у каждого человека есть выбор: жить в этой стране или уехать отсюда. В Кыргызстане есть смысл оставаться жить только в том случае, если вы можете заниматься тут чем-то значимым. И в то же время страна даёт большие возможности в этом плане: здесь довольно просто стать локомотивом в определенной сфере.

Наглядный пример — тот же самый «Гедонист», который был сделан ребятами в возрасте 22-23 лёт. Такая команда смогла сделать самый качественный глянцевый журнал в истории страны. Так что да — локомотивом в Кыргызстане быть не так сложно. Во многих отраслях.

Причём, становясь локомотивом, компания открывает для себя возможность выйти и на соседние рынки. Так, например, сделали «Бегемот» и Шин-Лайн, которых любят и знают в соседнем Казахстане.

Асан Ботбаев:

С другой стороны, в Кыргызстане продукты, которые оказываются ведущими в своей отрасли, часто преследуют исключительно коммерческие или корыстные цели. У людей есть желание прославиться, иметь много денег. «Гедонист», например, был сделан с другой целью — с целью делать качественный и интересный глянец и преследовать воспитательную роль. Журнал хотел воспитывать в людях хороший вкус и интерес к нетривиальным историям.

Про бедную жизнь и бесполезность страны

Данияр Аманалиев:

Объединяет ololohaus и арт-студию ololo их видение. Эти две инициативы призваны сделать нашу жизнь чуть менее скучной, когда у большой части населения устоялся стиль жизни «работа-дом, работа-дом, работа-дом-той» и один и тот же круг людей, который сформировался в школьные и студенческие годы или же на работе.

Такая жизнь бедная. Наша бедность в том, как мы живём. Мы бедны финансово, но можем вести гораздо более интересный образ жизни. Не тратя много денег, можно заниматься очень многими вещами в Кыргызстане.

Потому сегодня Кыргызстан и бесполезен для мира. Если мы внезапно исчезнем, никто не проронит и слезинки. Мы не делаем ничего полезного для мира. Нам нужно перестать быть шаблонными и начать производить крутых музыкантов, артистов, художников.

Для этого важно не бояться заниматься искусством в зрелом возрасте. Брать уроки игры на фортепиано в тридцать лет, заниматься сторителлингом в 40 лет, начинать выступать в театре в 70 лет.

IMG_5373

Про проблему культуры и дефицит предложения

Данияр Аманалиев:

Ключевая проблема — это дефицит предложения. И причин тому несколько.

В нашей стране есть глобальная проблема, что люди сразу хотят больших результатов. Года и даже двух не хватает для многих бизнесов. У нас мало людей и предприятий, которые могли бы терпеть трудности и ждать побед. Это как в отношениях — люди влюбляются, но вскоре искра гаснет, и никто не хочет работать для дальнейшего развития этого союза. А всё потому, что вдруг оказалось, что возлюбленный храпит или забывает мыть за собой посуду.

Также, в Кыргызстане считают, что ты можешь делать или хорошо, или прибыльно. Что нельзя делать и то, и то. Грубо говоря, чтобы много зарабатывать, приходится перечить своим принципам.

На самом деле, нет такого выбора — делать круто или зарабатывать деньги. Apple делает круто и зарабатывает огромные деньги. А ведь компания прошла через страшные времена, когда уволила Джобса и видела десятилетние убытки.

А люди не знают, чего они на самом деле хотят. Когда вы создаёте что-то новое, не нужно ходить по улице и спрашивать людей, хотят ли они это. Стив Джобс не проводил соцопросов, когда создавал iPad. Даже больше, когда планшет только вышел, вся общественность недоумевала, зачем он нужен-то. Вроде не телефон, но и не компьютер — ни позвонить с него, ни поработать на нём. А сейчас это громадный бизнес.

Великие вещи не создаются на основе маркетинговых исследований. Они возникают из-за больших идей, в которые нужно верить. Если ходить и спрашивать у прохожих, купят ли они что-то, их ответ ничего ещё не значит. Единственный способ проверить — начать что-то выпускать.

Про журналистику в стране, её позитивные и негативные перспективы

Данияр Аманалиев:

У нас есть свободные медиа, и это очень неправильно сравнивать их с российскими — чем всё равно все занимаются. У нас нет подобных ресурсов, и потому неправильно ругать наши газеты и интернет-медиа и телеканалы за отсутствие качественных материалов.

Когда мы критикуем, важно быть объективными. В Кыргызстане физически не может быть материалов уровня, например, The New York Times, потому что мы находимся на разных ступенях эволюционного процесса. Наши СМИ существуют свободно и в условиях рыночной конкуренции, а потому однажды придут к высоким стандартам качества.

Самое главное, что в наших медиа очень низка степень вмешательства со стороны государства. Так что единственное, что нам остается — это делать правильный выбор, на кого равняться. Не нужно, например, равняться на российские телеканалы, которые дают красивую картинку, но врут.

Асан Ботбаев:

На кыргызском рынке медиа конкуренция действительно есть, но в ней участвует лишь два-три СМИ, и часто они занимаются слепым копированием или бездумным экспериментом.

Наглядный пример: «Енот», в силу того, что он не мог публиковать статьи и полноценные новости на ежедневной основе, в определённый момент решил ввести трансляции на своём сайте. В этих трансляциях в течение дня публиковались маленькие новостные заметки, и таким образом сайту удалось увеличить количество посещений на 30 процентов.

Затем другое местное интернет-издание решило начать делать то же самое: вести аналогичные трансляции в течение всего дня. Проблема в том, что им это не было нужно: они выпускали десятки материалов каждый день, и подобная трансляция оказывалась лишь тратой ресурсов.

Местные медиа конкурируют, глядя друг в другу рот, и слишком редко и крайне бездумно оглядываются на то, как это делают качественные западные СМИ.

Другой ключевой изъян — нехватка кадров в журналистике. Корни этой проблемы лежат гораздо глубже, и идентифицировать их сложнее. Наверно, самый простой аргумент — это тот факт, что у нас отсутствует институт журналистики как таковой.

IMG_5378

Про театры, библиотеки и государство как плохого менеджера

Асан Ботбаев:

Библиотека несёт уже не просветительскую функцию, а выполняет скорее роль общественного пространства с интернетом, хорошим кофе и удобной мебелью. То есть, превращается в условный бесплатный коворкинг.

Яркий тому пример — бишкекская библиотека #13, которая и пережила подобную трансформацию. Но и здесь не всё гладко. Дело в том, что перемена произошла реактивно, а не проактивно — то есть, перемена пришла извне. Сами библиотеки меняться не так сильно хотят, и мешает им не только отсутствие энтузиазма и желания, но и огромная бюрократическая машина.

Данияр Аманалиев:

В разговоре про театры, музеи и библиотеки стоит учитывать громадное присутствие государства.

У подобных мест есть три роли: роль земельная, потому что все они находятся в определённых зданиях с чаще всего очень «лакомым» месторасположением; роль управления, так как в этих учреждениях работают люди; и роль спроса, так как продуктами музеев и театров кто-то пользуется.

В Кыргызстане государство владеет всеми тремя ролями. Оно владеет зданиями, и как владелец не требует оплаты, так как само же управляет этими организациями. Не будет же государство платить самому себе. И оно же загоняют людей на всякие постановки и выставки.

Если бы театры не подчинялись государству, они в своем нынешнем виде не смогли бы работать. Сейчас билеты продаются за бесценок, да и те никто не покупает. Но так как государство само управляет театрами, то оно не требует от них большой отдачи. Если бы театры отдали в руки команде внешних менеджеров, то государство требовало бы от них прибыль. Соответственно, эти менеджеры должны были бы делать интересные проекты, на которые люди толпами бы валились и при этом готовы были бы платить большие деньги.

Государство — худший управленец, потому что оно не преследует никак целей. Спрос на выступления зарубежных музыкантов и трупп и даже частных бишкекских постановок от «Места “Д”» и «Группы 705» растёт, но предложение в местных театрах остается на самом плачевном уровне.

Напоследок — снова про культуру

Данияр Аманалиев:

Не совсем корректно говорить, что у нас низкая культура, потому что это чаще всего означает сравнение с зарубежными культурами. У нас нет театров, и это факт, но ведь театр не может быть элементом нашей культуры, он всегда являлся частью европейской культуры.

У нас есть своя культура, которую нельзя сравнивать с европейской или какой-либо другой. Она не хуже и не лучше, она просто другая.

Читать и смотреть другие «Диалоги о К»:
Дильбар Ашимбаева и Сергей Келлер о роли современного искусства
Бектур Искендер и Эндрю Вахтель о кыргызском образовании