Центральная избирательная комиссия за два дня закупила урны для голосования на 232 млн сомов по гранту Евросоюза. Тендер прошел с возможными нарушениями. Сам ЦИК говорит, что всё законно.
Тендер Центризбиркома был опубликован 11 августа на портале госзакупок — в нём комиссия закупала две тысячи урн для голосования на 232 млн сомов грантовых средств, выделенных Евросоюзом.
Приём заявок завершился 15 августа — на подачу документов было выделено всего два рабочих дня, не считая выходных.
ЦИК использовал метод проведения закупок через прямое заключение договора. Такой метод можно использовать в исключительных случаях, которые предусмотрены законом «О государственных закупках».
Финансовый портал «Акчабар» считает, что такой метод был выбран «незаконно».
«Проводить прямые закупки ЦИК не позволяло ни одно из 11 оснований, указанных в статье 21 “О государственных закупках”. Однако ведомство такие закупки все же провело», — сказано в материале «Акчабара».
Издание пишет, что ЦИК обосновал метод не только законом, но и еще постановлением парламента от 9 апреля 2015 года.
В итоге, в тендере победила южнокорейская компания «Miry Systems», которая получила контракт на 232 млн сомов без учета налогов.
Сотрудник пресс-службы Центральной избирательной комиссии Айболот Айдосов сказал Kloop.kg, что никаких нарушений закона во время проведения тендера не было.
«Разумеется, никакого закона мы не нарушали. Мы предоставили информацию “Акчабару”, они ее совершенно исковеркали и подали в совершенно другом свете. […] Согласно всем нашим постановлениям, проведение тендера в такие короткие сроки не является нарушением закона», — сказал он.
Айдосов отметил, что выбор южнокорейских поставщиков объясняется тем, что ЦИК ранее сотрудничал с этой компанией.
«Они изначально занимались поставкой тех урн, которые у нас сейчас есть. Если бы мы закупили оборудование у других организаций, то, возможно, у нас были бы проблемы с оборудованием. Еще они сделали нам скидку по цене. Тем более, они давно обучают наших сотрудников тому, как работать с оборудованием», — сказал он.
Юрист компании «Прецедент» Жибек Кенжебекова сказала Kloop.kg, что выбор метода проведения тендера не соответствует ни одному основанию.
Она отметила, что постановление парламента от 2015 года, на которое опирается ЦИК, в этом случае недействительно.
«Они могли бы опираться на это постановление, но сейчас идет подготовка к выборам депутатов местных кенешей, а в постановлении строго указано, что в целях проведения выборов депутатов именно Жогорку Кенеша можно осуществлять государственные закупки из одного источника», — сказала она.
Кенжебекова считает, что метод прямого заключения договора «самый коррумпированный», поскольку он позволяет закупающей организации не предоставлять всю информацию о конкурсантах.
«По закону после окончания тендера организация, объявившая тендер, обязана предоставить всю информацию о конкурсантах. При заключении прямого договора, они могут этого не делать», — добавила она.
Фото: 24.kg