В Ала-Букинском районе произошел резонансный случай, связанный с погребением усопшей христианки-баптистки. Ее тело по требованию местных жителей дважды выкапывали из могилы. Это не первый случай в Кыргызстане, но проблема не отрегулирована законом.

Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Болот Колбаев.

Эксперт-религиовед Индира Асланова изучала эту проблему. Она ответила на вопросы «Азаттыка» о том, как правильно выходить из подобных ситуаций:

«Азаттык»: Как в Кыргызстане регулируются вопросы захоронения граждан разных религий?

Асланова: На сегодняшний день у нас кладбища не делятся на для верующих и нет, мусульманские или христианские. Это решается на местном уровне, само сообщество делит. Кыргызские захоронения же родовые, и все они по умолчанию стали мусульманскими. В советское время там и атеистов хоронили. Тогда не было прецедентов, чтобы тела выкапывали. Это первый момент.

А теперь второй. Случай в Ала-Буке — далеко не первый. Самый, наверное, нашумевший произошел в 2006 году. Тогда родители мальчика, придерживавшиеся баптистского вероучения, были вынуждены похоронить его во дворе дома. Насколько помню, ему было на тот момент 15 лет. И буквально год назад или даже меньше в Иссык-Кульской области между свидетелями Иеговы и местным сообществом встала такая же проблема.

«Азаттык»: Может государство вмешаться в эту проблему?

Асланова: Естественно, это же уголовное или административное преступление. Я не юрист, не могу квалифицировать. Считаю, что просто так выкапывать тела умерших, а потом захоранивать их в другом месте нельзя. То есть, должен быть контроль за этим. А во-вторых, стоит вопрос о том, что делать. С одной стороны, должны хорошо работать органы местного самоуправления, а с другой — это же население, которое иной раз не подчиняется им и поступает таким образом. Должна вестись информационная кампания, разъяснительные работы. Это больше вопрос толерантности и уважения к представителям другой веры и просто человеческих качеств.

«Азаттык»: Не является ли такое явление, как выкапывание и перезахоронение тела покойной женщины, признаком радикализма? Мнения высказываются самые разные…

Асланова: Еще раз повторюсь, такое происходит не в первый раз. Время от времени с начала 2000-х годов такое происходит. Возможно, предыдущие случаи не так широко обсуждались в СМИ. Здесь проблема заключается в том, что эти кладбища считаются мусульманскими по умолчанию. У нас нет деления на мусульманские или немусульманские. У кыргызов, в основном, родовые кладбища, где родственников хоронят рядом друг с другом. Если умирает человек, принявший другую веру, его родственники хотят похоронить рядом со своими, здесь и возникает конфликт. Говорят, что это мусульманская земля, а с точки зрения исламской теологии немусульман там хоронить нельзя.

Можно предложить альтернативу, выделить другие земли. Такие попытки уже предпринимались. Но и тут возникают две проблемы: или выделяют земли, где хоронить невозможно, болотистые, в общем, непригодные участки, или даже если земля пригодная, родственники настаивают, чтобы их близкие были похоронены на родовом кладбище. Получается замкнутый круг, но из него надо выходить.

«Азаттык»: Может, законодателям стоит подумать над разработкой норм, регулирующих такие вопросы?

Асланова: Недавно прошел все три чтения в парламенте и был принят закон о похоронном деле, но там этот вопрос не урегулирован. Документ был отправлен назад с возражениями президента. Я сейчас точно не могу сказать на какой он стадии находится. Возможно, в будущем как-то урегулируют эти вопросы.

Законодательные нормы, конечно, нужны. Может стоит разработать какое-либо руководство для органов местного самоуправления по тому, как вести себя. А среди местных духовных лидеров надо провести разъяснительную беседу о том, что ни одна религия не позволяет людям выкапывать тела мертвых и вести себя, как варвары.

Организация «Поиск общих интересов» выдвинула инициативу о создании рабочей группы из представителей госорганов, религиозных структур, юристов для выработки ею рекомендаций и мобилизации религиозных лидеров.

Фото: «Азаттык», иллюстративное.