Дискуссии по поводу родственных связей между представителями власти вновь оживились. Поводом для этого стал казус, что Адилет Сатыгулов, зампредседателя контрольно-ревизионной группы ЦИК, призванной контролировать порядок формирования и расходования средств партиями и кандидатами, является сыном уполномоченного СДПК по финансовым вопросам Нуржан Сатыгул кызы.
Оригинал материала опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Элеонора Бейшенбек кызы.
Естественно, в обществе задались резонными вопросами: «Может ли сын проверять мать?» и «Нет ли здесь конфликта интересов?».
Сам Адилет Сатыгулов не считает, что здесь может возникнуть конфликт интересов. Он отметил, что его мать – Нуржан Сатыгул кызы – работала референтом у Алмазбека Атамбаева, а не секретарем, как говорилось ранее:
— В контрольно-ревизионную группу ЦИКа вхожу не только я, она состоит из семи человек. Иначе говоря, у меня есть руководитель, есть другие члены группы. Группа создана не для того, чтобы привлекать кого-то к ответственности, проверять, это больше консультационный орган. Финансовые отчеты проверяет, в основном, территориальная избирательная комиссия. Мы же проводим консультации. Мы тоже проверяем партии, но говорим им, какие у них есть недостатки, что надо сделать. Моя мать никогда не работала секретарем у Атамбаева. Если не ошибаюсь, в 2002-2004 годы она была у него референтом.
Талантливые Матраимовы
Когда речь заходит о родственных связях во власти часто вспоминают братьев Матраимовых, уроженцев Оша. Старший из братьев, ныне действующий депутат парламента от фракции СДПК Искендер Матраимов, ранее возглавлял управление Государственной кадровой службы по южному региону. Он отрицает, что сделал карьеру с помощью знакомых, денег или силы. Кроме того, Матраимов заверяет, что братья самостоятельно пробивали себе путь наверх:
— Мы все делали карьеру в регионах. Например, давным-давно я работал в комсомоле, и с самой нижней ступени поднялся на самый верх. Мы не пришли на руководящие должности с улицы. Один из младших братьев сейчас работает акимом Кара-Сууйского района. После окончания вуза он работал в селе. На выборах он не прошел с первой попытки. Он еще раз принял участие в выборах и, заслужив доверие сельчан, стал главой айыл окмоту. На второй срок за него проголосовали 100% депутатов сельского кенеша. Спустя неделю ему предложили возглавить район. Слава богу, он уже пять лет работает акимом самого большого в Кыргызстане района. Можно проанализировать, как успешно он работает с момента избрания до сегодняшнего дня.
Искендер Матраимов опровергает и разные слухи о еще одном своем младшем брате — Райымбеке Матраимове, занимающим сейчас должность заместителя председателя Государственной таможенной службы и известном по прозвищу «Райым миллион». Матраимов-старший рассказал карьерных достижениях этого и еще одного своего брата:
— Райымбек тоже начинал работать с должности инспектора. Прошел все ступени карьерной лестницы. В Оше он был заместителем начальника, а потом руководителем таможни. А в прошлом году он был назначен заместителем председателя в центральный аппарат. Брат, который младше его, работает в финполиции. А самый младший из нас занимается бизнесом. Он не работал на госслужбе. Мой сын тоже сам поднимается. Если я работал бы в центральном аппарате, сам бы поднял братьев, а они не смогли бы работать, то можно было сказать, что я им помог. Я горжусь своими братьями. Горжусь, что они достойно выполняют возложенные на них обязанности, работают хорошо.
Есть информация, что Матраимовы приходятся сватами премьер-министру Сооронбаю Жээнбекову.
Клан Жээнбековых
Теперь можно поговорить еще об одном клане выходцев из Ошской области – Жээнбековых. Сороонбай Жээнбеков до того, как был назначен премьер-министром, с апрельской революции возглавлял облгосадминистрацию Ошской области. В то время его младший брат был спикером Жогорку Кенеша. Но после назначения старшего брата он добровольно освободил кресло торага. Еще один из братьев Жээнбековых – Жусупбек Шарипов – работает послом Кыргызстана в Кувейте. В свое время он занимал должности губернаторов Иссык-Кульской и Джалал-Абадской областей. Еще один представитель этого клана — Канторо Токтомаматов — возглавляет Университет экономики и предпринимательства в Джалал-Абаде. В народе часто шутят, что Жээнбековы не занимали еще только должность президента.
Власть в Кыргызстане переплетается родственными связями с самой зари независимости республики. Бывший депутат Жогорку Кенеша Курманбек Дыйканбаев отмечает, что явление не прекращается до сих пор:
— С каждой революцией власть фрагментируется, в нее приходят кланами. В руководство привлекаются приближенные, доверенные люди, родственники, двоюродные братья, сваты. Поэтому качество государственной службы падает. Пришедшие во власть таким способом люди не работают, а просто проводят время. Госслужба окутывается родственными связями, что приводит к тому, что власть живет своей жизнью, а народ – своей.
Родственники и права человека
В 2012 году в Жогорку Кенеше был вынесен на обсуждение законопроект «О раскрытии родственных связей», преследовавший цель прекратить этот процесс. Авторы документа хотели обязать чиновников, занимающих высшие политические, административные или государственные должности, давать информацию о родственниках, работающих на государственной или муниципальной службе и в предприятиях с госдолей. Но законопроект не был поддержан парламентариями. Экс-депутат Бодош Мамырова придерживается следующего мнения:
— Неправильно, если один брат приходит на большую должность, а остальные увольняются. Потому что каждый человек должен служить Кыргызстану в меру своих способностей, уровня знаний и ума. Если при назначении на должность мы уделяли бы больше внимания не клановости, родственным связям или близости, а профессионализму, то все задуманное воплощалось бы. Мы должны быть далеки от того, чтобы во время работы на должности успеть пристроить своего сына или дочь, только окончивших школу, на работу. Во-вторых, мы совсем забыли об отборе кадров, их подготовке. При Советском Союзе, который мы сейчас ругаем, человека, исходя из его способностей, готовили на должности, начиная от уровня главы села и района до должности в высшем эшелоне власти. Мы должны отходить от принципа, согласно которому назначаем министра, хоть на пять дней, только из-за того, что он чей-то родственник.
В прошлый созыв Жогорку Кенеша вместе с Курманбеком Осмоновым была избрана его дочь Нурзат Осмонова. После общественного порицания она добровольно сдала мандат. Сейчас она считает нарушением прав человека ограничивать гражданина занимать должность, если он приходится родственником человеку, занимающему высокий пост:
— Границу близкого родства определяет закон. Нельзя запрещать занимать государственные должности родственникам высокопоставленных чиновников. Это напрямую угрожает правам человека. Если человек приходит на высокую должность и сразу поднимает своих родственников – это уже другое дело. Здесь, в первую очередь, есть моральная составляющая. Во-вторых, можно исходить и из закона об этике госслужащих. А так, неправильно попрекать кого-то только за то, что он чей-то сват, двоюродный брат или другой родственник.
Касты
Бывший руководитель Государственной кадровой службы Чолпонкул Арабаев подробно остановился на законодательном и этическом аспектах вопроса о родственных и семейных связях во власти:
— Общие принципы закреплены в законодательстве — начиная от Конституции и заканчивая соответствующими нормативно-правовыми актами. Трудовым кодексом строго запрещается родственникам быть руководителем и главным бухгалтером в одном предприятии. Честно говоря, надо больше уделять внимание этической стороне этого вопроса. Особенно в нашем государстве, где высок уровень коррупции, было бы хорошо, если не допускали бы родственников, сватов высокопоставленных чиновников к высоким должностям. У нас часто бывает, когда чиновники проталкивают на высокие должности своих окул бала. Если тщательно проверить, выясняется, что они, как минимум, являются земляками. Думают, что это останется тайной. Но Кыргызстан маленький, сразу видно, кто кому брат, кто кому сват и так далее.
Эксперт Турат Акимов отмечает, что использование родственных связей при принятии решений государственной важности, вопросов карьеры, создает благоприятную почву для политической коррупции. По его мнению, это явление можно искоренить не законодательным путем, а через открытые заявления, критику:
— У кыргызов богатые женятся на богатых, роднятся. Бедные женятся на бедных. Не только в Кыргызстане, но даже в Индии, есть понятие кастовости. Поэтому нам надо воспользоваться свободой слова, говорить открыто о таких плохих явлениях, говорить об этом общественности и избавиться от семейно-клановой системы правления. Если издать закон, то он останется на бумаге. Кто будет контролировать его выполнение? Акаев в свое время привел за руку своих сына и дочь в парламент, а Курманбек Бакиев поделил власть между своими близкими и родственниками. Сейчас тоже такое происходит. Во всех ветвях власти работают, в основном, представители не более пяти тысяч семей. Если посчитать депутатов всех созывов, их около тысячи. Остальные все — их родственники, друзья, племянники, одноклассники. Политическая элита состоит вот из таких людей.
Кто кому кем приходится?
Среди депутатов немало тех, кто породнился друг с другом, поженив детей, став сватами. Депутат от фракции «Кыргызстан» Салайдин Айдаров и представитель «Республики – Ата Журт» Бакыт Сыдыков приходятся друг другу сватами. Лидер «РАЖ» Омурбек Бабанов привел в парламент своего зятя Калдарбека Баймуратова. Сватами друг также приходятся депутат Мыктыбек Абдылдаев и оппозиционный политик Азимбек Бекназаров, известный бизнесмен Аскар Салымбеков и экс-депутат Курманбек Осмонов. Бывшие спикер Ахматбек Келдибеков и депутат Марат Султанов – двоюродные братья. Тесть Ахматбека Келдибекова Нурмамбет Токтоматов в свое время возглавлял Госкадровую службу и работал советником Курманбека Бакиева, когда тот был президентом.
Генеральный прокурор Индира Джолдубаева – дочь младшей сестры бывшего председателя Конституционного суда Чолпон Баековой и свояченица заместителя руководителя аппарата президента Аалы Карашева. Кстати, недавно брат Аалы Карашева Азат Азимов назначен начальником отдела в управлении АКС ГКНБ в Оше.
Есть информация, что председатель Государственной кадровой службы Нурканбек Момуналиев приходится президенту Алмазбеку Атамбаеву окул бала [крестник]. Кроме того, говорят, что основатель партии «Кыргызстан» Шаршенбек Абдыкеримов – тоже является окул бала экс-премьеру Темиру Сариеву.
Канат Мидин уулу, которого считают окул бала депутата Руслана Казакбаева, возглавляет список партии «Республика – Ата-Журт» на выборы в Бишкекский горкенеш.
У президента Алмазбека Атамбаева нет близких родственников, занимающих высшие государственные должности. Но его бывший водитель и телохранители сделали головокружительную карьеру.