Kloop.kg провел дебаты, посвященные поправкам в Конституцию. Сторонников поправок представляет активист Тариэль Искаков, противников — правозащитница Рита Карасартова. Каждый из них привел аргументы и объяснил, что означает изменение Конституции для Кыргызстана.

ЗА: Активист Тариэль Искаков является главой добровольной народной дружины «Патриот». Искаков принимал активное участие в апрельских событиях 2010 года, и сейчас состоит в общественном объединении «Апрель Байрагы» (Апрельский флаг).

ПРОТИВ: Правозащитница Рита Карасартова не раз выступала против внесения поправок в Конституцию из-за нарушения процедур принятия закона.

В конце октября Карасартова подала в суд на парламентский комитет, требуя признать одобрение референдума недействительным. Суд отклонил ее иск, потому что решение комитета не является нормативно-правовым актом.

Самое важное из дебатов:

Институт семьи

ЗА: По словам Искакова, «кыргызы воспитаны по системе «уятов [позор]» и поэтому не должны практиковать однополые браки.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что эта поправка является «уловкой», чтобы заставить людей проголосовать за весь пакет поправок.

Полномочия премьер-министра

ЗА: Искаков считает, что поправка, которая позволяет премьер-министру заниматься законотворческой деятельностью, улучшит экономику страны за счет стабильности.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что сегодняшняя система власти позволяет проводить необходимые реформы.

Полномочия президента

ЗА: Искаков сказал, что у президента урезаются полномочия, потому что он не может увольнять прокуроров.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что поправки, напротив, «расширяют полномочия президента» в контроле за судьями и в сфере безопасности.

Подробный текст:

Институт семьи

Одна из поправок в Конституцию гласит, что брак может заключаться только между мужчиной и женщиной. В действующей редакции написано, что брак — это союз двух лиц.

ЗА: Искаков считает, что поправка, которая подразумевает заключение брака «только между мужчиной и женщиной», оградит кыргызстанцев от «стыдной темы». По его словам, «кыргызы воспитаны по системе «уятов [позор]», и поэтому не должны практиковать однополые браки.

«Я хочу, чтобы у меня была крепкая семья. В мое понятие крепкой семьи не входят какие-то лесбиянки или какие-то другие [ЛГБТ]. Это как кошмарный сон. [Однополые браки] чужды нашему менталитету», — считает Искаков.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что эта поправка является «уловкой», чтобы заставить людей проголосовать за весь пакет поправок. По ее словам, в Кыргызстане на сегодняшний день ни одна однополая пара не изъявила желания заключить брак. По мнению правозащитницы, власти пытаются решить несуществующую проблему.

«Для Кыргызстана [однополые браки] не являются проблемой. […] Есть в стране огромное количество людей, которые страдают от пыток, которые страдают от другой формы дискриминации. Там, где есть большая проблема, нас лишают возможности обращаться в международные инстанции», — сказала Карасартова.

Полномочия премьер-министра

Одна из поправок в Конституцию предполагает, что премьер-министр одновременно со своей должностью в правительстве может иметь мандат депутата парламента.

ЗА: Искаков считает, что эта поправка улучшит экономику страны за счет стабильности. Кроме этого, по мнению Искакова, от частой смены премьер-министров «страдает народ».

«Если придет будущий премьер, он одновременно и депутат, и создаст стабильную коалицию, и хотя бы три-четыре года проработает — это сколько инвесторов придут?! В Кыргызстан все [инвесторы] стремятся», — сказал активист.

ПРОТИВ: По мнению Карасартовой, чтобы улучшить экономическое положение страны не требуется вносить изменения в Конституцию. По ее словам, нынешняя система позволяет проводить необходимые реформы.

«Что мешает сегодня построить эту стабильность? […] Спикер от правящей [партии] СДПК, премьер-министр от СДПК, 80% всех министров от СДПК.

Берите и делайте эти реформы! […] Практически все три ветви власти сегодня сосредоточены в одних руках. Что вы [власти] не делаете реформы?», — задается вопросом Карасартова.

Полномочия президента

Усиливаются или урезаются полномочия президента за счет поправок в Конституцию?

ЗА: Искаков считает, что у президента урезаются полномочия, потому что «силовой блок президента будет ослаблен» за счет усложнения процедуры снятия с должности прокуроров.

«Если раньше прокурор начал расследовать дело какого-то будущего президента, пошел в интересах народа, по нынешней Конституции президент мог сразу же уволить его. […] Теперь прокурор уже не становится той фигурой, которая полностью зависит от президента», — сказал Искаков.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что поправки, напротив, «расширяют полномочия президента» в контроле за судьями и в сфере безопасности.

«Ротацию [судей] ему дали, освобождение судей ему дают, и теперь еще безопасность [Совет безопасности] ему дают. Ну это ни в коем случае не сокращение.

Тогда [президенту] надо открыто народу говорить: “Сегодняшних полномочий мне не хватает. Мне нужно еще три [полномочия] — судей ротировать, убирать их с работы, и еще влезать в какие-то другие дела, которые не касаются обороны”», — сказала правозащитница.

Гражданство

Одна из поправок предполагает лишение гражданства лиц, привлеченных по статьям «экстремизм» и «терроризм».

ЗА: Искаков считает, что террористов лучше лишать гражданства, «чем кормить в тюрьмах». По его словам, подобная практика существует в западных странах.

«Мне, например нравится, чтобы такая сволочь [террористы] в Кыргызстане не жила. […] Мне неинтересно, что с ним [террористом] будет дальше, я знаю, что его надо наказать […]. Вот в тюрьмах лежат насильники, педофилы, мне неинтересно, что они там делают […]. Надо лишать гражданства, казнить, но чтобы такого не повторялось», — считает активист.

ПРОТИВ: Карасартова считает, что предлагаемые поправки уже «исполняются через существующие законы». По словам правозащитницы, нынешняя Конституция гласит, что никто не может быть лишен гражданства, однако закон, который позволяет лишать гражданства террористов и экстремистов был подписан этим летом.

«Это может стать очень репрессивным [методом]. Там [в поправке] написано “согласно законам”, а какие они законы потом создадут неизвестно. Скажем, за инакомыслие. И тогда такие как мы, которые считаются […] чуть ли не врагами народа, мы будем после экстремистов, кого начнут [лишать гражданства]», – сказала правозащитница.

Также Карасартова считает, что поправка не предусматривает правовых последствий. По ее словам, в документе не прописан механизм экстрадиции человека, лишенного гражданства, и других последствий осуществления нормы.

Конституционная реформа

Поправки в Конституцию инициировали депутаты парламента, а затем поддержал президента страны президент Алмазбек Атамбаев.

Поправки вызвали острые споры как в парламенте, так и в обществе.

Противниками поправок выступили экс-президент Роза Отунбаева, бывшие члены Временного правительства 2010 года, парламентская фракция «Ата Мекен» в полном составе, некоторые депутаты парламента и гражданские активисты.

Поправки предполагают, что теперь Кыргызстан будет руководствоваться национальным законодательством, а не международными договорами в сфере прав человека. Также они направлены на усиление полномочий премьер-министра и контроля за судьями.

Сторонники поправок считают, что отказ от приоритета международных договоров приведет к независимости страны. Поправки об усилении полномочий премьер-министра, по мнению сторонников, сделают правительство очень стабильным. Сторонники отмечают, что контроль за судьями поможет провести судебную реформу.

Противники поправок считают, что отказ от приоритета международных договоров приведет к потере демократии. По их мнению, усиление премьер-министра приведет к разрушению системы сдержек и противовесов. Противники отмечают, что усиление контроля за судьями приведет к потере независимости судебной ветви власти.