Верховный суд Кыргызстана обязал государство выплатить компенсацию родным Ташкенбая Мойдунова. Он погиб в октябре 2004 года в изоляторе временного содержания Базар-Коргонской милиции.

Макаланы кыргыз тилинде окуңуз.

Юрист Нурбек Токтакунов сообщил об этом корреспондентам Kloop.kg — по его словам, правительство обязано выплатить компенсацию родственникам погибшего.

Еще в 2011 году Комитет ООН по правам человека обязал Кыргызстан выделить семье погибшего надлежащую компенсацию в течение полугода.

Приглашенный эксперт посчитал, что достойная компенсация за потерю кормильца — 100 000 евро. Позднее сумма требуемой компенсации уменьшилась до 50 000 евро, но тогда государство так и не выплатило никаких средств.

Сейчас, после снижения требований со стороны адвокатов родственников погибшего, они должны получить 200 тысяч сомов.

«Здесь важен прецедент, потому что сейчас за смерть человека в застенках милиции отвечает государство. Когда этот вопрос решен Верховным судом, дальше суды нижестоящих инстанций, когда будут рассматривать подобные дела, будут исходить из этого прецедента», — считает Токтакунов.

По его мнению, теперь государство будет заинтересовано в выявлении виновных в смерти Мойдунова.

«Здесь такой принцип. Человек погиб в застенке — отвечает государство из бюджета. Если государство хочет компенсировать расходы бюджета, оно должно провести расследование и взыскать эту сумму с конкретных виновников», — считает Токтакунов.

Делом Мойдунова занимался известный кыргызский правозащитник Азимжан Аскаров, над которым сейчас проходит судебный процесс.

Задержание Мойдунова

Базар-Коргонская милиция задержала Мойдунова и его жену 24 октября 2004 года «за нарушение общественного порядка» во время их семейной ссоры на улице.

Жену принудили написать жалобу на своего мужа и заявить, что он ей угрожал расправой. Позже ее отпустили, но затем вновь вызвали в милицию, где она увидела своего мужа на полу.

По данным правозащитников, врач скорой помощи, которая осмотрела место происшествия, в своих показаниях от 18 ноября 2004 года заявила, что на шее Мойдунова не было следов веревки, но были красные следы от пальцев.

Все документы, доказывающие вину милиционеров, сгорели во время межэтнического конфликта на юге Кыргызстана в 2010 в офисе правозащитника Азимжана Аскарова.

Один из сотрудников Базар-Коргонского РОВД был осужден за «халатность» и выплатил семье погибшего 30 тысяч сомов. Другой обвиняемый по делу покинул страну.