Фотография депутата Жогорку Кенеша Ирины Карамушкиной в аннексированном Россией Крыму вызвала волну критики в социальных сетях. Это случилось из-за того, что депутат прилетела на территорию полуострова через Россию, нарушив тем самым законы Украины.
— Вашу позицию по Крыму можно узнать? Своей поездкой в Крым вы лично свою позицию выразили?
— Позиция наша одна. Я очень часто не доверяю средствам массовой информации, знаю, как могут интерпретировать любое мероприятие, акценты переставлять. Возможность была проехать, посмотреть самим без всяких там сопровождений. Там конечно была делегация, которая практически… Это никого не заставляли. Это просто сказали: кто хочет поехать, посмотреть, поговорить? Пожалуйста! Никаких официальных групп, сбора лиц не будет. Я, например, сказала, что я хочу своими глазами все увидеть.
Раньше, в советское время, я трижды была в Крыму. И школьницей в Севастополе, и старшей пионервожатой, когда сопровождала детей из Кыргызстана в Артек. Поэтому я хотела. Это чисто мое человеческое желание и гражданская позиция. Кыргызстан — суверенное государство и почему бы мне не поехать и посмотреть, куда я хочу поехать — в Колумбию, Бразилию или Крым. Было предложено — я поехала и Марат Аманкулов [депутат от Социал-демократической партии Кыргызстана — прим. ред.].
— Какого рода встречи там проходили?
— Я могу сказать, что встречи, которые мы проводили — на набережной в Ялте, в муфтияте, на базарах… Лично это было мое желание узнать, что народ скажет, а не какие-то там боты, фейки и все остальные люди, которые имеют интересы манипулировать сознанием общества. И я убедилась, что в принципе народ очень доброжелательно настроен.
На пристани я у одного официанта спросила: «Как вы здесь живете? А то говорят, что вы здесь в оккупации». Он мне сказал: «Слушайте, какая оккупация? Мы наконец за три года почувствовали, что мы живем в семье». Сегодня в Крыму три государственных языка, в школах преподается три языка и каждый может себе выбирать по своему усмотрению. Учебники на трех языках.
В муфтияте нам сказали: «Мы 18 лет жили в Украине. Сколько споров было. Число верующих растет, и мы просили, что нам надо расширять мечеть, больше делать собор. И не могли этого добиться. Нас 18 лет отшвыривали, отодвигали. Не было денег». А теперь нам показали, мы лично своими глазами увидели, что строится соборная мечеть, ресурсы взяты из государственной казны.
Мы там встречались со студентами в татарском институте инженерно-педагогическом [Крымский инженерно-педагогический университет — прим.]. Слушайте, я ни у кого не видела в глазах какой-то там печали или тоски, поэтому было лично важно, как для человека и гражданина посмотреть, как живут люди.
Я увидела, что все довольны, счастливы. Приглашали нас в гости: «Приезжайте из Кыргызстана». Я им говорю: «Сейчас очень сложно к вам доехать. Сейчас тем более Украина закрыла им границы»
Помните, как Украина ввела коллапс, когда 2 миллиона человек оказались без света? Когда там вырубили свет? Украине было наплевать, что там дети, старики, рожают, болеют, проводят операции. Они оказались обесточены. Без света. Всем было плевать, что там люди. На настроение людей Украине было плевать. Они вырубили тупо свет. Там приходилось опять восстанавливать большие электрические столбы.
А сейчас там есть свет, Крым восстанавливается, идет стройка.
Единственное там в Украине эта блокада и плюс еще они закрыли переезды, все сложно, блокада. Я считаю, что это ненависть к тому, что народ выбрал себе судьбу жить с Россией. Эта ненависть, неприязнь, что они лишились.
Хотя если брать историю, посмотрите историю. Крым раньше назывался Таврия. Кто присоединил Таврию к России?
— Вы меня спрашиваете?
— Да, вас. Когда говорят украинский, украинский [Крым]. Посмотрите, кто присоединил Таврию к Россию, что произошло? Россия, в принципе, вернула то, что принадлежало ей исторически.
Мы с крымскими татарами встречались. Мы просто выходили в народ, где могли, там встречались. Есть у кого-то политические цели, но зомбировать не надо. Я хотела увидеть все своими глазами и увидела. Многим не понравилось, что Крым наш кыргызский. Это потому что жители сказали: «Приезжайте к нам отдыхать», а я говорю: «Можно сказать, что Крым наш?», а они говорят: «Да давайте, нам без разницы, лишь бы вам хорошо».
А все увидели там политическую подоплеку. И нагнетание сегодня этой политической подоплеки — это позиция тех людей, которые не хотят стабильности.
— Здесь из-за чего споры возникли [среди пользователей соцсетей] — потому что Украина просит именно через их территорию проезжать. Насколько я поняла, вы это сделали не так.
— Мы же не советуем как к нам заезжать — пароходами, самолетами. Люди, пускай приезжают. Я не понимаю почему я должна заезжать через территорию Украины. Мне было удобно через территорию России. Я не могу понять почему суверенному государству и ее гражданам диктуют как и куда выезжать. Я считаю, это уже диктовка, нагнетание своего видения проблемы.
Я хочу, чтобы все политики, которые сегодня задействованы в конфликте Донбасса, Украины… Итак, катаклизмы природы, итак человеческая жизнь сегодня. И продолжать убивать детей, стариков…
Почему бы не сесть за стол переговоров и не решить чей Крым? И, самое главное, услышать здесь людей, а не политиков, которые дербанят этот Крым и хотят его растащить.
Крым выбрал, крымчане выбрали, с кем они хотят быть. Это главное здесь. Они выбрали, с кем они хотят дальше жить, любить, дружить, отдыхать. Я это увидела.
А то, что Украине не нравится выбор граждан Крыма: извините тогда, надо было вести себя по-человечески. Крымчане сейчас себя чувствуют надежно, уверенно. Многие говорили: «Мы вернулись в семью и мы больше не хотим, как мы 18 лет жили в Украине. Нам этого больше не надо».
— Что вы думаете насчет того, что посол Украины отправил ноту? Думаете, ваша поездка его касается или нет?
— Я считаю, это чисто формальная его процедура — погрозить пальчиком Кыргызстану и поставить нас на место. Этим он превысил свои полномочия. Вопрос показал, что он мотивирован не желанием людей [имеется ввиду крымчан], а каким-то политическим руководством, которые хотят разыгрывать сегодня карту Крыма для дестабилизации и дезинформации общества.
— Ваша поездка в Крым олицетворяет ваше личное мнение или все-таки, как депутат Жогорку Кенеша, вы представляете интересы всего народа?
— Я выразила свою чисто человеческую позицию. Гражданина, который может выехать и посмотреть все своими глазами. Вы мне не верите, можете, Kloop.kg, выехать и посмотреть все сами.
— Вы сказали, что ваш аккаунт заблокировали. Что случилось? Пользователи на вас пожаловались?
— Там я когда прочитала, там же есть сноска. Там написано, если я оскорбляю, агрессивно настроена, унижаю, призываю к националистическим враждебным вещам, что-то в таком духе. Я этого не поняла. Наоборот, все это чувствую я.
Я ни унижала, ни оскорбляла, а меня почему-то заблокировали. А вот тех, кто действительно ведут агрессивную политику, почему их пропускают?
Что думает об этом посол Украины в Кыргызстане? Читайте интервью здесь: