Материалы, опубликованные в рубрике «Мнение», выражают личную позицию их авторов. Оригинал записи опубликован в фэйсбуке психолога и коуча мастерской души «Птица в полете» Лилии Ахремчик и перепечатан с ее разрешения.

Киргизские женщины красивы. В молодости они похожи на фарфоровых кукол из-за небольшого роста, чистой кожи и правильных черт лица, характерных для азиатов и метисов. Они, как правило, улыбчивые и ухоженные.

Фантазирую, что это до того момента, пока «себя не продадут», в смысле, пока не найдут мужа. Потом все как-то резко, хлопком меняется: была девочка, стала тетка.

Переходного состояния практически не бывает. Европейки в большем количестве умеют быть женщинами и женщинами без возраста: активными, любопытными, искрящимися, развивающимися и так далее.

Если у киргизской женщины есть дети, это сразу видно. Она становится главой семьи. Негласной. Это можно определить по походке в развалочку, по тому, как она располагает себя в пространстве, по крепкой спине и плечевому поясу. В помещение зашла мать и хозяйка — это понятно.

В киргизских женщинах много пассивной агрессии. Часто на лице — улыбка, а в душе — комок нервов. А бывает, и маскировки нет: злость — внутри, злость — снаружи.

У меня возникало такое ощущение, будто я хожу по минному полю. Только зацепи ненароком кого-нибудь, и этот фитиль взорвет бомбу внутри человека. Думала, показалось.

Приехала в Минск, поняла, что такого у нас нет. Наши женщины просто унылые и придавленные — пихни, павалюся . Ну, побухтят, если что, и то себе под нос. А там — Вах! Вах! Вах! Столько эмоций и обвинений сразу! Агрессия где-то на пределе выхода поджимает.

Местным женщинам с мужчинами не повезло. Распните меня, но красивых мужчин я в Бишкеке не видела (ну, кроме одного). Красивые женщины на каждом шагу, а красивых мужчин нет.

Нередко наблюдала картину, как очень красивая девушка, вцепившись в локоть, идет с каким-нибудь парнем такого вида… В общем, ее становилось жалко.

Ладно, красота в мужчине — не главное. Есть и другой аспект. Киргизские мужчины ленивые и хорошо устроились. (Есть много прекрасных мужчин и семей, я уверена. Я сильно обобщаю, говоря о большинстве).

Они как-то так удобно для себя преломили ислам, что благополучно уселись на шеи своих жен, при этом считая их существами второго сорта.

Если в исламе мужчина несет стопроцентную ответственность за женщину, за ее обеспечение, образование и прочее, да и за семью в целом, то киргизский мужчина может бить и унижать свою женщину, не являясь добытчиком.

По итогу женщина работает, тянет дом, детей, занимается всеми домашними хлопотами, и при этом еще содержит и обслуживает мужа, который ее не уважает. О близости в семье можно только мечтать.

Развестись нельзя, потому что ее осудит вся родня и окружение. Это же муж. Он может быть только один, как бы уродливо женщина с ним не жила. Может, поэтому и скрытая агрессия, и преждевременное старение.

Женщины не живут по своему разумению. Им этого нельзя. Их в рамках и сценариях держит весь родовой уклад семьи и окружение. «Даже если плохо, терпи». Страдать почетно, быть счастливой осуждаемо.

Если женщина несчастна, то она почти святая. И не имеет значения, что она сама при этом хочет, что чувствует. Если она начинает любить и ценить себя, ее начнут ставить на место. Что она себе позволяет?

Те женщины, которые приходили ко мне, — они развитые, красивые и цивилизованные, они — на границе между востоком и западом.

Их еще сильно тянут вниз предрассудки, но уже очень влекут западные ценности: любить себя, беречь себя, проживать свою собственную жизнь, развиваться, выбирать мужчину, любить мужчину и так далее.

Они занимают хорошие должности, прилично зарабатывают, занимаются спортом, фитнесом, йогой, иностранными языками, танцами, увлекаются психологией. Они читают современных психологов и пытаются разобраться в себе и своей жизни, ищут причины своего неудовлетворения.

В общем, таков мой беглый взгляд иностранки. Я старалась быть бережной на консультациях, тысячу раз предупреждая, что я не оттуда, и только самой женщине решать, как ей поступить с тем или иным осознанием. Восток — дело тонкое.

По теме: