Пять кыргызстанцев рассказали о местных живописцах, творчество которых им особенно дорого. Причины любить картины этих художников разные — за то, что смотреть на них можно «снова и снова», за умение показать «мир простых людей» и за возможность найти «прекрасное в себе».
Кристина Глазунова
Художница Кристина Глазунова любит творчество художника Семена Чуйкова, автора картин, посвященных кыргызским женщинам – «Цветы Киргизии», «Дочь Советской Киргизии», «Утро Киргизии», «Утро» и «Дочь чабана»:
— Моя любимая картина — это «Кыргызский пейзаж» авторства Чуйкова. Своей простотой и чистотой цветов произведение понятно. Чистое синее небо всегда символ надежды и веры в прекрасное.
На самом деле, самое важное, что я уяснила за время обучения на факультете искусств — никто не должен и тем более не сможет объяснить, почему ему близка та или иная картина, или вид искусств.
Момент ощущения прекрасного — в первую очередь нахождение его в себе и радость этому. Из всех картин кыргызских художников, что я видела, эта — единственная, смотря на которую я это прекрасное в себе снова нахожу. Хочу жить и делиться тем, что нашла в своем сердце.
Жылдыз Бекова
Современный иллюстратор и художник в стиле кибер-панк Жылдыз Бекова не следит за работами классических кыргызских художников, но вдохновляется творчеством своего отца — кыргызского художника монументалиста Кадыра Бекова:
— В принципе, любимых художников из нашей страны нет. Потому что то, что мне нравится — это жанры стимпанк, киберпанк, психоделика, сюрреализм.
В таких [здесь] практически никто не работает. Ещё нравится аниме, что тоже я пока не видела [у местных художников]. В основном я наблюдаю за зарубежными иллюстраторами и художниками.
Жоомарт Ормонбеков
Блогеру Жоомарту Ормонбекову близки работы классиков кыргызского изобразительного искусства Семена Чукова и Гапара Айтиева. Кроме того он следит за творчеством современных местных и иностранных художников, вдохновленных традициями и природой Кыргызстана:
— Для меня любая поездка — неполная без посещения музея изобразительных искусств, картинной галереи или странной выставки современного искусства.
Я забегу в Нью-Йоркский музей современного искусства, Пушкинский в Москве или музей Ван Гога в Амстердаме. Потому что там есть на что посмотреть и всегда то, к чему хочется вернуться. О том, как грустны наши музеи, я уже писал раньше.
Так вышло, что музеи в нашем городе перестали исполнять свое прямое назначение. Там теперь принято продавать медицинское оборудование или, на худой конец, ходить на показы местных дизайнеров.
Хотя может и там есть картины на которые я смотрел бы снова и снова, но я не помню. Мне, как и всем, нравятся работы Айтиева, Чуйкова и полотно под названием, кажется, «Эсимде».
Но время идет, искусство меняется и меня привлекают работы «на стыке», поэтому смотрю с интересом на творчество дуэта Сары Купер и Нины Горфер, местами черпающие вдохновение из культуры Кыргызстана.
Сейчас я коплю деньги чтобы купить оригинал картины «Shola and Islam in a Field of Newly Planted Trees».
Акжибек Бейшебаева
Акжибек Бейшебаева следит за кыргызским искусством и посещает выставки местных художников. Из сонма кыргызских живописцев она выделила Суймонкула Чокморова, Данакан Адашканову и Федора Стукошина:
— Вопрос о любимой картине привел меня в замешательство. Я не могу сказать, что у меня только одна любимая картина. Их много, и выделить кого-то было бы нечестно по отношению к себе.
Я очень люблю «Уздар» Федора Стукошина, прославлявшего кыргызский соцреализм.
Не меньше мне нравится картина «Майрам» Суйменкула Чокморова с его яркими красками, которая почему-то вызывает у меня ассоциации с садами Анри Руссо — вокруг бушует зелень, все героини смотрят на зрителя и, несомненно, в картине прослеживается то, что сейчас называется «women empowerment» — женские лица на картине вдохновляют.
Дикий восторг у меня вызывают пейзажи Данакан Адашкановой — кому, кроме нее, удалось так сказочно и одновременно живо передать красоту Суусамыра и все запахи его полевых цветов?
Катаган Улан
Катагану Улану ближе всего творчество Суймонкула Чокморова — кыргызского актера и живописца.
Первоначально Чокморов устоялся как художник, и только потом нашел свой путь в кино. Он посвятил несколько картин Саякбаю Каралаеву, одна из них даже была снята в фильме о легендарном манасчи:
— Меня всегда восхищала деятельность и личность Суймонкула Чокморова. С того момента, как я впервые посмотрел фильм с его участием, он показался мне многогранным и интересным человеком. Неудивительно, что он добился высоких достижений не только в кинематографе, но и в живописи.
Он показал мир простых людей, к которым был очень близок; привычные пейзажи родного дома, вызывающие тоску и счастливые воспоминания из детства. Моя любимая картина — «Тополя вдоль дороги», если не ошибаюсь.
Здесь мне кажется, что Чокморов изобразил село Байтик, что неподалеку от Бишкека. Просто в детстве я часто катался на лошади вдоль дороги с тополями, которая очень похожа на ту, которая изображена на картине.