Чуйков, Беков, Чокморов: Художники, которых любят кыргызстанцы

Картина Семена Чуйкова «Цветы Киргизии»
Пять кыргызстанцев рассказали о местных живописцах, творчество которых им особенно дорого. Причины любить картины этих художников разные — за то, что смотреть на них можно «снова и снова», за умение показать «мир простых людей» и за возможность найти «прекрасное в себе».

Кристина Глазунова

Художница Кристина Глазунова любит творчество художника Семена Чуйкова, автора картин, посвященных кыргызским женщинам – «Цветы Киргизии», «Дочь Советской Киргизии», «Утро Киргизии», «Утро» и «Дочь чабана»: — Моя любимая картина — это «Кыргызский пейзаж» авторства Чуйкова. Своей простотой и чистотой цветов произведение понятно. Чистое синее небо всегда символ надежды и веры в прекрасное. На самом деле, самое важное, что я уяснила за время обучения на факультете искусств — никто не должен и тем более не сможет объяснить, почему ему близка та или иная картина, или вид искусств.
Кристина Глазунова. художница
Момент ощущения прекрасного — в первую очередь нахождение его в себе и радость этому. Из всех картин кыргызских художников, что я видела, эта — единственная, смотря на которую я это прекрасное в себе снова нахожу. Хочу жить и делиться тем, что нашла в своем сердце.
«Кыргызский пейзаж»

Жылдыз Бекова

Современный иллюстратор и художник в стиле кибер-панк Жылдыз Бекова не следит за работами классических кыргызских художников, но вдохновляется творчеством своего отца — кыргызского художника монументалиста Кадыра Бекова: — В принципе, любимых художников из нашей страны нет. Потому что то, что мне нравится — это жанры стимпанк, киберпанк, психоделика, сюрреализм. В таких [здесь] практически никто не работает. Ещё нравится аниме, что тоже я пока не видела [у местных художников]. В основном я наблюдаю за зарубежными иллюстраторами и художниками.
Жылдыз Бекова, художница
Так как я выросла в семье художников, моим кумиром и вдохновителем всегда останется мой папа — Кадыр Беков. Все детство провела в его мастерской
«Летящие кони»

Жоомарт Ормонбеков

Блогеру Жоомарту Ормонбекову близки работы классиков кыргызского изобразительного искусства Семена Чукова и Гапара Айтиева. Кроме того он следит за творчеством современных местных и иностранных художников, вдохновленных традициями и природой Кыргызстана: — Для меня любая поездка — неполная без посещения музея изобразительных искусств, картинной галереи или странной выставки современного искусства. Я забегу в Нью-Йоркский музей современного искусства, Пушкинский в Москве или музей Ван Гога в Амстердаме. Потому что там есть на что посмотреть и всегда то, к чему хочется вернуться. О том, как грустны наши музеи, я уже писал раньше. Так вышло, что музеи в нашем городе перестали исполнять свое прямое назначение. Там теперь принято продавать медицинское оборудование или, на худой конец, ходить на показы местных дизайнеров.
Жоомарт Ормонбеков, блоггер, сотрудник ООН по политическим вопросам
Хотя может и там есть картины на которые я смотрел бы снова и снова, но я не помню. Мне, как и всем, нравятся работы Айтиева, Чуйкова и полотно под названием, кажется, «Эсимде».
«Эсимде», Кадралиев Жоомарт
Но время идет, искусство меняется и меня привлекают работы «на стыке», поэтому смотрю с интересом на творчество дуэта Сары Купер и Нины Горфер, местами черпающие вдохновения из культуры Кыргызстана. Сейчас я коплю деньги чтобы купить оригинал картины «Shola and Islam in a Field of Newly Planted Trees».
«Shola and Islam in a Field of Newly Planted Trees».

Акжибек Бейшебаева

Акжибек Бейшебаева следит за кыргызским искусством и посещает выставки местных художников. Из сонма кыргызских живописцев она выделила Суймонкула Чокморова, Данакан Адашканову и Федора Стукошина: — Вопрос о любимой картине привел меня в замешательство. Я не могу сказать, что у меня только одна любимая картина. Их много, и выделить кого-то было бы нечестно по отношению к себе.
Акжибек Бейшебаева, пиар-координатор фонда «Сорос-Кыргызстан»
Я очень люблю «Уздар» Федора Стукошина, прославлявшего кыргызский соцреализм.
«Уздар»
Не меньше мне нравится картина «Майрам» Суйменкула Чокморова с его яркими красками, которая почему-то вызывает у меня ассоциации с садами Анри Руссо — вокруг бушует зелень, все героини смотрят на зрителя и, несомненно, в картине прослеживается то, что сейчас называется «women empowerment» — женские лица на картине вдохновляют.
«Майрам»
Дикий восторг у меня вызывают пейзажи Данакан Адашкановой — кому, кроме нее, удалось так сказочно и одновременно живо передать красоту Суусамыра и все запахи его полевых цветов?

Катаган Улан

Катагану Улану ближе всего творчество Суймонкула Чокморова — кыргызского актера и живописца. Первоначально Чокморов устоялся как художник, и только потом нашел свой путь в кино. Он посвятил несколько картин Саякбаю Каралаеву, одна из них даже была снята в фильме о легендарном манасчи: — Меня всегда восхищала деятельность и личность Суймонкула Чокморова. С того момента, как я впервые посмотрел фильм с его участием, он показался мне многогранным и интересным человеком. Неудивительно, что он добился высоких достижений не только в кинематографе, но и в живописи.
Катаган Улан, оперный певец, экс-солист группы «Rolls»
Он показал мир простых людей, к которым был очень близок; привычные пейзажи родного дома, вызывающие тоску и счастливые воспоминания из детства. Моя любимая картина — «Тополя вдоль дороги», если не ошибаюсь. Здесь мне кажется, что Чокморов изобразил село Байтик, что неподалеку от Бишкека. Просто в детстве я часто катался на лошади вдоль дороги с тополями, которая очень похожа на ту, которая изображена на картине.
«Тополя вдоль дороги»

Беседовал: Метин Джумагулов