Как голландский журналист расследовал убийство 101 узбека во Второй мировой войне

Военнопленные в концлагере в Амерсфорте.

Сотни жителей нидерладского Амерсфоорта ежегодно приходят со свечами в ближайший лес, чтобы почтить память сотни советских солдат, убитых там. Журналист Ремко Рейдинг провел масштабное расследование, чтобы узнать, кто именно погиб в плену у нацистов и узнал, что почти все солдаты были узбеками.

Пересказ с оригинала публикации на Би-би-си.

Журналист Ремко Рейдинг вернулся в Нидерланды 18 лет назад после нескольких лет работы в России. Тогда-то он и узнал о советском кладбище у города Амерсфоорта.

«Я был удивлен, потому что раньше никогда не слышал об этом», — говорит он.

Он приехал в город, чтобы опросить свидетелей событий Второй Мировой войны, и стал поднимать архивы, чтобы узнать, кто же был похоронен на том кладбище.

Как оказалось, на кладбище похоронены 865 советских солдат, 101 из них — безымянные, были убиты непосредственно в Амерсфоорте.

Ремко Рейдинг на кладбище советским солдатам в Амерсфоорте.

Их захватили в плен под Смоленском в первые недели после вторжения Германии на территорию Советского Союза и перевезли в оккупированные Нидерланды в пропагандистских целях.

«Они отобрали азиатских заключенных и хотели показать их голландцам, которые сопротивлялись нацистским идеям», — рассказывает  Райдинг.

Нацисты называли азиатов «untermenschen» — низшими людьми. Немцы хотели повлиять на мнение голландских коммунистов о советском народе.

Рейдинг, исследуя историю гибели 101 военнопленного, нашел одного свидетеля тех событий, который остался в живых. Сейчас Хенку Брукхаузену 91 год, тогда он был еще подростком и помнит, как немцы вели пленников.

«Когда я закрываю глаза, я вспоминаю их лица […] Одетые в лохмотья, они даже не выглядели солдатами», — рассказал он.

По словам Брукхаузена, нацисты вели пленных от вокзала до лагеря, а те шли, поддерживая друг-друга за плечи. Некоторые заключенные жестами показывали, что хотят есть.

«Мы принесли им немного воды и хлеба. Но нацисты выбили все это из наших рук», — рассказал Брукхаузен.

Он больше никогда их не видел и ничего не слышал о том, что с ними случилось в лагере.

Хенк Брукхаузен.

Рейдинг собирал данные из голландских архивов, в результате чего нашел доказательство того, что почти все они были этническими узбеками. Власти лагеря сами не знали об этом, пока не прибыл русскоговорящий офицер СС [Schutzstaffel — специальное подразделение Национал-социалистической немецкой рабочей партии], который допросил их.

Большинство из пленников голландского концлагеря были из Самарканда.

«Возможно, некоторые из них были казахами, кыргызами или башкирами, но большинство были узбеками», — предполагает журналист Рейдинг.

По словам Рейдинга, к азиатам относились хуже, чем к другим заключенным лагеря.

Первые три дня в лагере узбеков держали без еды, под открытым небом за колючей проволокой. Съемочная группа готовилась запечатлеть момент, когда «варвары и недочеловеки» борются за еду — им нужно было снять эту сцену для пропаганды.

«Нацисты бросили хлеб голодным узбекам. К их удивлению, один из них взял хлеб и спокойно разделил его на равные части ложкой. Другие терпеливо ждали», — сказал он.

Узбекам выдавали только по половине порции, которую получали другие пленники. Если кто-либо из других заключенных делился с ними, в наказание весь лагерь мог остаться без пищи.

Оставшиеся в живых охранники лагеря и бывшие заключенные, которых нашел Рейдинг, рассказали, что узбеки постоянно подвергались избиениям и им давали самую тяжелую работу.

Архивные данные стали основой для написанной Рейдингом книги «Дитя поля славы».

Рейдинг нашел информацию о докторе концлагеря Николасе ван Ньювенхаузене. Врач заставил других заключенных обезглавить ранее умерших узбеков и сварить их головы, пока черепа не станут чистыми от кожи и мяса.

«Доктор держал черепа двух узбеков на своем столе. Какое безумие!» — говорит Рейдинг.

Доктор Николас ван Ньювенхаузен был приговорен к 10 годам тюрьмы по окончанию войны.

Братская могила

Тела военнопленных бросали в братскую могилу.

Двадцать четыре узбека не пережили суровой зимы 1941 года, а остальные 77 стали не нужны, когда ослабли и не могли больше работать. Поэтому ранним утром апреля 1942 года нацисты сказали им, что переправят их в южную Францию.

На самом деле их отвезли в лес недалеко от лагеря и расстреляли, а потом похоронили в братской могиле. По словам охранников, которые были свидетелями казни, пленники пытались бежать, но их преследовали и убивали.

Из-за того, что немецкие солдаты подожгли архивы с записями о пленниках, когда бежали в мае 1945 года, идентифицировать личности всех убитых не представляется возможным.

Есть только одна фотография, на которой изображены лица — два человека, ни один из которых не назван. Из девяти портретов, сделанных карандашом голландским узником, только у двух есть подписи с именами. Это портреты молодых людей лет двадцати или даже моложе.

По словам Рейдинга, имена написаны неправильно, но похожи на узбекские.

«Один подписан как Хатам Кадиру, другой — Зайер Муратов», — сказал он.

Позже тела узбеков перезахоронили на местном кладбище, а когда было построено кладбище для советских солдат — перенесли тела туда. 

Рейдинг считает, что он сможет найти их имена в узбекских архивах.

«Документы тех советских солдат, которые не умерли или чьи смерти не были известны советским властям, были отправлены в местное КГБ (в Узбекистане), и информация о 101 заключенном, вероятно, есть в Узбекистане. Если у меня будет доступ к ним, я найду хотя бы кого-нибудь из 101 узбека», — говорит он.

Треть из почти 1,4 миллиона узбеков, которые сражались во Второй Мировой войне, не вернулись домой.  По меньшей мере 100 000 пропали без вести.

Фото: MUSEUM FLEHITE, NATIONAL ARCHIVES OF THE NETHERLANDS, BBC, ARCHIEF EEMLAND