Как власти видят Бишкек 2035 года — гид по мечтам городских чиновников

Изображение носит иллюстративный характер. Иллюстрация: Jonathan Stephens

Власти Бишкека разработали проект детальной планировки (ПДП) — это видение того, как будет развиваться центр города до 2035 года. Объясняем, почему ПДП важен, и чего все-таки хотят городские власти.

Бишкекские власти проводят предварительные общественные слушания по проекту ПДП центральной части города. Заключительные слушания пройдут 9 апреля — после этого проект планировки должен одобрить или отклонить городской кенеш.

Проект детальной планировки — это градостроительный документ, который закрепляет границы разных зон: жилых, зеленых, транспортных. Он определяет, где можно что-то строить, а где — нельзя. Проект, несмотря на его название, не детализированный — он не включает в себя постройку конкретных зданий: жилых домов, торговых центров и офисов. При этом он отражает только планы градостроителей — не факт, что деньги и возможности для их реализации найдутся.

Обсуждаемый проект охватывает центр Бишкека в квадрате из улиц: Жибек-Жолу — Курманжан Датка — Ахунбаева — Садырбаева (Баха). Разработка этого документа обошлась в 20 млн сомов и проходила с 2015 года.

Авторы проекта говорят, что ПДП — это более подробная версия генерального плана Бишкека, который приняли в 2006 году. По их словам, ПДП начали разрабатывать только через девять лет после генплана из-за того, что на создание проекта не было денег. Бишкек 12 лет жил без нового ПДП, а строительство велось по старым документам.

Заказчик ПДП — мэрия Бишкека, исполнитель — государственный проектный институт. По словам авторов, проект направлен на «прекращение хаотичной застройки в Бишкеке».

Объясняем, что спроектировано в ПДП, и как хотят поменять Бишкек до 2035 года (а в материале по этой ссылке вы можете прочитать, почему вокруг проекта планировки так много споров, и кто кого обвиняет в лоббизме).

1. Зелень на крышах и фасадах

Джанузак Кульбатыров — главный советник создателей ПДП и автор генплана Бишкека — говорит, что в проекте заложено увеличение площади зеленых территорий в городе. Сейчас на каждого бишкекчанина приходится по три квадратных метра деревьев, авторы хотят повысить это число до 11 кв. метров на человека.

Вопрос озеленения и сохранения деревьев остро стоит среди горожан — часть жителей недовольна тем, что городские власти вырубают растения ради расширения проезжей части. Например, таким образом в 2017 году власти вырубили деревья по улице Токтоналиева, а вышедших на протест местных жителей и экологов задержали.

Кульбатыров обещает, что парки, скверы и бульвары не будут сокращать, а, наоборот, что зеленых площадей станет больше.

«В проекте выделены новые территории, где будет развиваться зеленое строительство. Зеленые зоны представляют единый каркас — сеть бульваров, скверов и парков, озелененные поймы рек Ала-Арча и Аламедин», — говорит он.

По его словам, в основном зеленые зоны находятся в муниципальной и государственной собственности.

«Если какой-то объект озеленения попадает в частную собственность, то вопрос о том будет ли этот участок резервироваться под озеленение, должен решаться на стадии проекта застройки, когда будут определены хозяин, инвестиции и вопросы выкупа территории», — говорит Кульбатыров.

Создатели проекта хотят, чтобы в городе высаживали растения на крышах и фасадах зданий, а также увеличивать общественные зеленые пространства внутри микрорайонов.

Так по проекту могут выглядеть крыши подземных многоуровневых парковок

2. Скоростные автобусы и легкое метро

Одна из задач ПДП — это разгрузка центра Бишкека от автомобилей. Чтобы добиться этого, проектировщики предлагают построить шесть линий легкорельсового метро — его строительство было заложено еще в генеральном плане, но денег так и не нашли.

«Есть варианты и надземного, и подземного метро. Мы зарезервировали место для метро — теперь эта территория будет охраняться государством, чтобы там ничего не строилось», — объясняет проектировщик.

Авторы проекта предлагают пустить по железной дороге вдоль улицы Льва Толстого пригородную электричку, а также выделить специальные полосы для скоростных автобусов по улице Абдрахманова и проспектам Жибек-Жолу, Чуй и Айтматова.

Внешние улицы центра города — Жибек-Жолу, Курманжан Датка, Ахунбаева и Садырбаева — в проекте хотят сделать скоростными магистралями (до 90 км в час) с многоуровневыми развязками.

«Это разгрузит центральные районы и внутренние кварталы, потому что весь транзитный поток не будет заходить в город, а пойдет по скоростным магистралям. В Генплане предусмотрено создание развязок, мы эти территории зарезервировали», — говорит Кульбатыров.

В проекте также заложено строительство 40 многоэтажных подземных парковок — на их крышах планируют создавать зеленые зоны и детские площадки.

Примерно так, по плану авторов ПДП, должен выглядеть центр Бишкека

3. Зонирование города

Авторы ПДП делят город на несколько зон, чтобы обозначить, где и какое строительство можно вести:

Зона с особыми условиями строительства — это центр города. Для застройки этой территории нужно будет получать больше согласований и разрешений в разных госорганах.

Многофункциональная жилая и общественная зона — там можно строить здания с торговыми центрами и кафе на первых этажах и квартирами с офисами на верхних.

Зона деловой активности — к примеру, к ней относится район завода имени Фрунзе, где возможно строительство коммерческого делового центра. Такую же зону проектировщики видят в районе рынка «Мадина». Авторы выделяют именно эти территории, потому что они находятся рядом с транспортными магистралями.

Периферийные общественные жилые зоны — по статусу чуть ниже, чем центральные. Там можно строить жилые дома с небольшими магазинами.

Жилые зоны — на этих территориях могут строиться только жилые дома. В таких микрорайонах будет особая жилая среда за счет озеленения территорий.

Потяните за слайдер вверх, чтобы увидеть ПДП, наложенный на спутниковый снимок Бишкека

Для того, чтобы рассмотреть карту ближе, перейдите по ссылке

Авторы проекта рекомендуют строить дома в 7 этажей, но в некоторых районах (неизвестно, в каких именно) могут появиться здания до 35 этажей.

Проект предусматривает снос «малоценной одноэтажной застройки» — в основном это саманные и не сейсмостойкие дома.

Проектировщики также обозначили места, где могут быть построены детские сады и школы. На центр Бишкека сейчас приходится 53 детских сада — авторы проекта считают, что должно быть построено еще 77 детсадов и 45 новых школ.

Авторы проекта предполагают, что строительство школ и детсадов будет осуществляться в основном за счет частных инвестиций. 

Согласно проекту планировки, промышленные зоны останутся практически без изменений. По словам авторов, там можно начать застройку по мере того, как будут появляться инвесторы.

Без изменений также остается зона в центре города, ограниченная улицами Тоголока Молдо, Фрунзе, Ибраимова и проспектом Чуй — эта территория будет считаться «заповедной», представляющей «особо ценную историко-культурную среду государственного значения». В случае изменений в этой зоне надо согласовывать все с министерством культуры и общественностью.

Практически не изменится район «Рабочий городок» — проектировщики сохранят радиальную сеть улиц, но немного увеличат плотность застройки.

Создатели проекта признают, что для его воплощения необходимы инвестиции. Однако до этого нужно разработать правила застройки и землепользования (ПЗЗ), которые прописывают регламенты для использования земель по зонам — там указывается, какие здания можно строить в той или иной зоне, а какие нельзя. 

Пока неизвестно, какой орган будет разрабатывать правила застройки и во сколько этот документ обойдется государству.