Глава Нацэнергохолдинга Айтмамат Назаров заявил 12 августа, что импорт электроэнергии из Казахстана позволит Кыргызстану «успешно» пройти осенне-зимний период.

«По прогнозным данным, к октябрю текущего года объем воды на Токтогульском водохранилище составит порядка 14,9 млрд кубометров. Наряду с этим также планируется осуществить импорт электроэнергии из Казахстана в объеме 500 млн кВт.ч. Этого должного быть достаточно для успешного прохождения осенне-зимнего периода», — сказал он.

Сообщается, что для «бесперебойного» обеспечения электричеством Нацэнергохолдинг готов подключить «все резервы».

Тем не менее, обещаний о том, что веерных отключений не будет, энергохолдинг не дает — но если они будут частыми, то главы районных РЭС будут нести «персональную ответственность».

Такое заявление Нацэнергохолдинг сделал после того, как компания «Северэлектро» 11 августа сообщила о дефиците электроэнергии в стране предстоящей зимой.

«Электроэнергия извне»

Сооронбай Жээнбеков

Об импорте электроэнергии, чтобы кыргызстанцы не остались без света, говорил и президент Сооронбай Жээнбеков.

«Население не останется без света и электричества. Если мы будем испытывать трудности, будут приняты меры по привлечению электроэнергии извне», — сказал он.

При этом глава государства выразил надежду, что делать этого не придется.

Президент сказал, что если август будет жарким и обеспечит достаточное таяние ледников, то водохранилища наполнятся водой и импорт будет не нужен. Однако наибольшее таяние происходит в июне и июле, которые в этом году были дождливыми. По словам Жээнбекова, не хватает еще 2 млрд 400 млн куб воды.

«К сожалению, жизнь берет верх над задуманными планами“, идут дожди, иногда в горах выпадает снег, горные ледники не тают, и в Токтогулку, как и в другие водохранилища нашей республики, имеющие международное значение: Кировское, Орто-Токойское, Папанское, воды поступило немного», — сказал он.

Президент не раз поднимал в своих интервью тему обеспечения электроэнергией — говорили о низком уровне воды и другие представители власти.

«Несмотря на то, что воды на Токтогульском водохранилище мало, проблем с электроснабжением не будет. В настоящее время проводятся тендеры и подписываются договоры на поставку твердого топлива», — пообещал 11 августа премьер Кубатбек Боронов.

А вице-премьер Алмазбек Батырбеков сказал, что все медучреждения должны обеспечить альтернативными источниками энергии.

«Все медицинские учреждения, особенно операционные и реанимационные отделения, должны быть обеспечены альтернативными источниками энергии. Вопросов с обеспечением угля и мазута быть не должно. Для своевременного их приобретения поручаю Министерству финансов выделить необходимые финансовые средства», — сказал он.

Те самые веерные

Курманбек Бакиев

Веерные отключения электроэнергии из-за низкого уровня воды были регулярными во время правления президента Курманбека Бакиева. Тогда к ежедневным отключениям электроэнергии по стране привел или экспорт электроэнергии в больших масштабах из Кыргызстана в другие государства, или то, что власти продали воду из водохранилища на полив другим странам.

Из-за этого объем воды в Токтогульском водохранилище снизился до критического уровня. Это сильно ударило по имиджу президента Курманбека Бакиева и стало одной из причин его свержения.

Отсутствие регулярных отключений при правлении Алмазбека Атамбаева были одной из причин, за которую сам бывший президент себя не единожды хвалил.

При правлении Жээнбекова тему маловодья как причины вероятного дефицита электроэнергии поднимают не первый год. В начале июня 2019 года премьер-министр Кубатбек Боронов, который тогда был первым вице-премьер-министром, заявил, что с 2019 года в стране начинается цикл маловодья. По его словам, ближайшие три-пять лет приток воды будет снижаться, а потом вновь повысится.

В 2019 году возможный дефицит электроэнергии использовался как причина борьбы с майнерами криптовалюты. А 11 августа 2020 года о майнерах снова заговорил  «Северэлектро» — из-за маловодья компания пока не планирует выдавать «технические условия на осуществление майнинга».