На третий день политического кризиса в Кыргызстане так и осталось непонятным, как стране возвращаться в правовое поле. Экс-депутат Садыр Жапаров продолжал претендовать на должность премьер-министра, потому что, по его словам, его «избрал парламент». Позже депутаты заявили, что они только представили его как кандидата на эту должность. Вечером треть депутатов парламента собралась за закрытыми дверями. Они пытаются начать процесс импичмента президенту Сооронбаю Жээнбекова, но единодушия по этому вопросу между ними, судя по всему, пока нет.

Главное видео дня:

Чем закончилось 7 октября:

  • Садыр Жапаров с утра назвал себя «единственным легитимным премьер-министром». Однако юристы считают, что была нарушена Конституция при выдвижении на этот пост со стороны части депутатов парламента. Несмотря на то, что Кубатбек Боронов написал заявление об отставке, президент эту самую отставку ещё не принял, а значит Боронов — формально действующий премьер-министр.
  • Самопровозглашенный координационный совет выступает против кандидатуры Садыра Жапарова. Представители совета хотят создать Временное правительство и чтобы премьер-министром стал Тилек Токтогазиев.
  • Президент Сооронбай Жээнбеков дважды обратился к кыргызстанцам. Сначала он поблагодарил всех за то, что люди сами защищали города ночью и заявил, что не дает выступать своим сторонникам, чтобы «не разделять народ». Он также призвал всех «вернуться в правовое поле». Позже Жээнбеков заявил, что ни одна из сторон не предложила площадку для переговоров, но сам он готов к диалогу. Президент говорит, что «полностью понимает требования», прилагает усилия для разрешения ситуации и ждет конкретных действий со стороны всех политических сил.
  • Парламент собрался на экстренное заседание за закрытыми дверями в отеле «Жаннат». Депутаты пытались решить, кого назначить премьер-министром, а также объявлять ли импичмент президенту Жээнбекову.
  • Поскольку собралось только 40 депутатов — а это треть от общего количества — никаких решений они принять не могли, Садыра Жапарова как премьер-министра они не утвердили, но и импичмент президенту не объявили. Впрочем, позже депутатка Наталья Никитенко сообщила изданию 24.kg, что парламентарии готовы начать процесс импичмента президенту, который займёт какое-то время.
  • Несмотря на закрытость заседания, депутатка Эльвира Сурабалдиева провела трансляцию в соцсетях. Она спросила депутата Мыктыбека Абдылдаева, которого ранее часть нардепов назначили спикером (законность этого остается под вопросом), есть ли у него доверенность голосовать от имени Асылбека Жээнбекова, Торобая Зулпукарова и Искендера Матраимова по вопросу избрания Садыра Жапарова премьер-министром. Он ответил утвердительно, но самих доверенностей не показал. Согласно регламенту парламента, депутаты могут передавать доверенности только коллегам из своей фракции. Абдылдаев, Матраимов и Жээнбеков состоят в разных фракциях, так что голосование от их имени незаконно.
  • Почему ещё ответ Абдылдаева так важен? Потому что депутаты Жээнбеков, Матраимов и Зулпукаров тесно связаны либо с президентом Сооронбаев Жээнбековым (Асылбек — его брат), либо с кланом Матраимовых (Искендер Матраимов — часть этого клана).
  • Некоторые чиновники, которых сместили 6 октября с их должностей, пытаются вернуться на свои посты. К примеру, это удалось полпреду правительства в Ошской области Байышу Юсупову. Также в Оше прошел митинг в поддержку смещенного мэра Таалайбека Сарыбашева, позже он заявил, что вернулся на свой пост.
  • Узбекские пограничники арестовали экс-акима Кара-Суйского района Ошской области Тилекбека Матраимова. Брат Райымбека Матраимова пытался сбежать из страны. Еще один брат из клана Матраимовых — Искендер — на прошедших выборах в парламент выдвигался от партии «Мекеним Кыргызстан», которая претендовала на более 40 мест в Жогорку Кенеше.

Как развивался этот день (архив нашей текстовой трансляции):