Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев на пресс-конференции 24 декабря сообщил, что в Верховном суде была выявлена коррупционная схема, в которой замешано его руководство. Она касалась разработки и внедрения автоматизированной информационной системы «Местный суд». Верховный суд отрицает все обвинения.

По словам Ташиева, у ведомства есть «достаточно» доказательств для привлечения к уголовной ответственности главы Верховного суда Гульбары Калиевой.

Следователи установили, что госорган заключил «фиктивный» договор с IT-компанией на разработку программного продукта. Предварительный ущерб государству оценивается в 8 млн сомов.

По факту коррупции ранее были задержаны глава учреждения ИТ «Адилет сот» при судебном департаменте Верховного суда Аида Тилекеева и руководитель IT-компании «Центр бизнеса и инноваций» Александр Задорожный.

«Конкретно к данному преступлению причастен председатель Верховного суда. Мы подготовили про нее полностью документацию, в скором времени подадим в дисциплинарную комиссию. Если они одобрят, мы ее привлечем к ответственности», — сказал Ташиев.

Глава ГКНБ сообщил, что оперативники нашли достаточно доказательств для привлечения Калиевой к ответственности и готовы задержать ее «хоть завтра». Однако он не смог ответить, как именно Калиева была причастна к этой коррупционной схеме, ссылаясь на тайну следствия.

«Мы считаем, что она нарушила закон, посредством чего нанесла большой урон государству. Данный вопрос расследуется, дело будет доведено до конца», — заявил Ташиев.

«Руководство и сотрудники не могут быть причастны»

Пресс-служба Верховного суда опровергла все «обвинения» главы ГКНБ. Высший судебный орган напомнил о презумпции невиновности, когда нельзя считать лицо виновным, пока его вина не доказана в суде.

«Касательно внедрения АИС “Местный суд” отмечаем, что данный проект реализуется по проекту Европейского Союза “Верховенство права в Кыргызстане” и проведение тендеров, и отбор подрядчиков проводится самой международной организацией. Поэтому руководство высшего судебного органа и сотрудники не могут быть причастны к озвученным в обвинениях фактам», — заявили в Верховном суде.

Также в пресс-службе отметили, что судебная ветвь власти в последнее время «часто» сталкивается с «неконструктивной критикой и обвинениями» со стороны представителей исполнительной и законодательной власти, которые выносят в публичную плоскость вопросы, по которым проводится досудебная проверка.

«Публичные выступления, в которых содержатся обвинения представителей судебной ветви власти, в конечном итоге приводят к её дискредитации. Такие явления подрывают доверие общества к судебным органам и идут вразрез с действующим законодательством», — считают в Верховном суде.

Представительство ЕС в Кыргызстане 23 октября подтвердило информацию Верховного суда о том, что разработчика программного обеспечения через открытый тендер нанимала другая организация — Германское общество международного сотрудничества (GIZ). При этом, само представительство ЕС осуществляло общий контроль работы исполнителей и подрядчиков на протяжении всего процесса.

«Контракты с компанией были заключены на сумму около 350 тысяч евро и на период 2016-2020 годов. Согласно условиям, ОсОО «Центр бизнеса и инноваций» должно было разработать программное обеспечение для АИС с целью его внедрения во всех 64 судах первой и восьми судах второй инстанций», — сообщило тогда представительство.

По мнению представителей ЕС, об успешной реализации проекта свидетельствует факт того, что система «уже активно» используется во всех судах первой инстанции и в двух судах второй инстанции, а также интегрируется с сервисами ГРС и ЕРПП через систему «Тундук».