Генпрокуратура 2 февраля сообщила, что провела проверку в минздраве и установила, что ведомство сделало ряд нарушений при закупки СИЗ. Так, по данным Генпрокуратуры, бахилы закупали за 150 сомов за единицу, когда их реальная цена — 1,5 сома.

Надзорный орган установил, что 6 мая комиссия Департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора при минздраве рекомендовала заключить договор с ОсОО «Ф» на поставку СИЗ комбинезонов, медицинских перчаток и бахил по завышенной стоимости. При этом комиссия необоснованно отклонила коммерческие предложения других поставщиков с меньшей ценой.

«Более того, в нарушение условий коммерческих предложений и договора ОсОО «Ф», была осуществлена поставка 101 тысячи пар перчаток, не соответствующих требованиям технической спецификации.

Также, вместо предусмотренных договором 150 тысяч пар низких бахил по цене 1,5 сома, фактически ОсОО «Ф» поставило полторы тысячи пар высоких бахил по цене 150 сомов за единицу», — отметили в Генпрокуратуре.

В Генпрокуратуре сообщили, что неправомерные действия руководства и должностных лиц минздрава и департамента профилактики заболеваний и госсанэпиднадзора нанесли ущерб государству на сумму 5,1 млн сомов.

Материал проверки зарегистрирован в ЕРПП по статьям «Злоупотребление должностным положением» и «Заключение заведомо невыгодного контракта» Уголовного кодекса.

Чиновники и ответственность за провал подготовки к пандемии

По данным межведомственной комиссии по расследованию работы госорганов и муниципалитета по борьбе с коронавирусом, в рамках борьбы с COVID-19 возбуждено 14 уголовных дел.

Однако никто из высокопоставленных чиновников под стражей в СИЗО не находится и никто пока не осужден.

В частности, экс-премьер Мухаммедкалый Абылгазиев, который возглавлял Республиканский штаб по борьбе с COVID-19 в самом начале пандемии, заключен под стражу в СИЗО ГКНБ до 26 марта. Однако его подозревают в незаконном обогащении и коррупции, не связанных с пандемией.

Кроме того известно, что Абылгазиев фигурирует в делах по статьям «Халатность» и «Коррупция», связанных с пандемией — их возбудили после заявлений общественности. Как идет следствие по этим делам, Генпрокуратура пока не отчитывалась.

Экс-министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев, который подозревается в халатности и злоупотреблении должностным положением во время подготовки к пандемии, отпущен под домашний арест.

Экс-президент Сооронбай Жээнбеков 1 апреля 2020 года уволил Чолпонбаева с поста министра после соответствующих рекомендаций Совбеза за ненадлежащую подготовку к приходу коронавируса.

Экс-глава минздрава заявлял, что виновным себя не считает. При этом в феврале 2020 года он обещал, что «головой отвечает» за то, чтобы не пустить в страну COVID-19. Однако менее чем через месяц были выявлены первые случаи заражения.

Известно также, что экс-вице-премьер Алтынай Омурбекова, которая входила в Республиканский штаб по борьбе с COVID-19, и обещала, что школы и университеты не закроют, а предпосылок для паники из-за нехватки продуктов не должно быть, тоже побывала в финполе на допросе. До этого Совбез рекомендовал Жээнбекову уволить ее вместе с Чолпонбаевым за неэффективную работу по борьбе с коронавирусом, что экс-президент и сделал.

Летом 2020 года Омурбекову вызывали на допрос по вопросам распределения гуманитарной помощи из Китая и в рамках дела о лобби интересов фармкомпаний в период пандемии. 26 января Омурбекову вызвали на допрос в финпол. Сообщалось, что допрос касается дела о подготовке правительства к борьбе против коронавируса.

В этот же день, 26 января на допрос в финпол вызвали экс-вице-премьера Аиду Касымалиеву. Она заняла эту должность после Омурбековой. Касымалиева не рассказала журналистам, о чем шла речь в ходе допроса. Но отметила, что не согласна с выводами межведомственной комиссии.

Читать по теме: Заниженное количество смертей, упущенное время, нулевая подготовка. Что нашла комиссия по расследованию работы по борьбе с COVID-19