Этот партнерский материал создан совместно с Аviasales.kg

Сколько раз в своей жизни вы летали на самолете? Около 40% кыргызстанцев в возрасте от 18 до 35 лет ответят, что они никогда не летали. Об этом говорит исследование* компании «Aviasales» в Кыргызстане.

Авторы исследования объясняют, что одни из причин, почему кыргызстанцы мало летают — высокая бедность населения и нехватка денег на авиабилеты. В 2020 году уровень бедности в стране составил более 25%.

При этом, по статистике, мужчины летают чаще женщин.

Никогда не летали

В этом году Галине исполнилось 34 года — она швея, у нее двое детей и съемная квартира. За всю свою жизнь она ещё никогда не летала на самолете.

«В этом мире все упирается в деньги. У меня двое детей. Я не могу оставить их надолго и, например, улететь на работу в другой город. Вся ответственность лежит на мне», — говорит Галина.

Несколько лет назад она развелась с мужем. Он улетел в Россию и перестал помогать ей с воспитанием детей. Поэтому сейчас Галина самостоятельно одевает и собирает их в школу, а оставшуюся часть зарплаты тратит на аренду жилья и питание.

«Я надеюсь, что когда дети вырастут, и если позволит здоровье, смогу куда-нибудь слетать. Я очень люблю что-то новое, и с удовольствие побывала бы в разных точках нашего мира», — делится Галина.

Ее история не единична. По данным исследования «Aviasales», более 42% женщин в Кыргызстане в возрасте от 18 до 35 лет никогда не летали на самолете. При этом из мужчин не пользовались авиаперелетами только около 30%.

Занятость и заработная плата

Возможность совершать перелеты как внутри страны, так и за границу, в первую очередь, зависит от заработка. Согласно исследованию, каждая третья женщина в стране не имеет дохода, а из мужчин — каждый шестой. При этом, чем выше уровень дохода у человека, тем больше перелетов он может себе позволить.


По статистике, среди безработных и нелетающих кыргызстанцев — женщин в два раза больше, чем мужчин.


Почти все, кто никогда не летал — это молодежь от 18 до 27 лет. Согласно исследованию, каждый третий из них — не зарабатывает.

Около 40% женщин в этом возрасте безработны, ещё столько же зарабатывают меньше 20 тысяч сомов. Таким образом, молодые девушки в Кыргызстане реже всех других могут позволить себе авиаперелеты.

Анара Ниязова, экспертка по гендерным вопросам, объясняет, что молодые женщины сильнее подвержены социокультурным установкам, из-за которых они не могут вовремя начать зарабатывать. Например, им навязывают роль хорошей жены и матери.

«В этом возрасте у них нет потребностей, которые были бы связаны с самоопределением, например, образованием, работой и мобильностью. Им дают установки, какой должна быть их жизнь, но не собственная, а сервисная роль для семьи, будущего мужа или сообщества», — говорит Ниязова.

Из-за этого, по словам экспертки, будучи трудоспособными, женщины не выходят на работу, а их вовлеченность в экономику падает.

Данные Нацстаткома также говорят о том, что в Кыргызстане занятость и зарплата у женщин ниже, чем у мужчин. Особенно заметен разрыв среди молодежи.


Но и на работе женщины уступают мужчинам — в прошлом году на каждые 100 сомов, которые получал мужчина, женщина зарабатывала примерно 73 сома.


Это связано с тем, что женщины трудятся на низкооплачиваемых работах. «[Например], в общем числе работников, занятых в учреждениях образования и здравоохранения, преобладают женщины, где заработная плата невелика», — отмечает ведомство.

Есть и те, кто пока не может найти работу. Чаще всего, это тоже молодежь. Среди них в 2019 году примерно каждый тринадцатый парень и каждая седьмая девушка — безработные.

Муж — летает по работе, жена — следит за домом

Кыргызстанка Алина впервые полетела на самолете только в 25 лет. Ее муж в очередной раз улетел в Россию на заработки. Алина взяла двух детей и отправилась за ним, в надежде найти работу, когда детки подрастут. Но из-за болезни ребенка, ей пришлось вернуться в Кыргызстан.

По ее словам, супруг летает по работе, как минимум, раз в год. По исследованию «Aviasales», за последние три года кыргызстанцы действительно чаще всего летали по работе — это почти каждый второй перелет.

Путешествовать они тоже любят — с такой целью летал каждый четвертый.

Однако Алина ещё не путешествовала, пока она только мечтает полететь на отдых в Турцию. Сейчас отправиться куда-то ее семье не позволяют финансы, а до брака путешествовать Алине не разрешали родители — боялись за безопасность дочери.

Но в целом среди молодых девушек — немало путешественниц. А ближе к 30 годам они уже чаще летают по работе. Мужчины, независимо от возраста, преимущественно летают с целью работы.

Это может быть связано с тем, что девушки рано выходят замуж, а мужчины улетают мигрантами.

По официальным данным, девушки рожают, как только выходят замуж. Например, в 2019 году большинство женщин вступали в брак в возрасте от 20 до 24 лет, а в 22 — уже рожали первенца. В этот момент на них ложатся обязанности по уходу за детьми и домом.

Алина вышла замуж будучи на третьем курсе, а через год родила ребенка. Несмотря на то, что она успела стать дипломированной преподавательницей истории, работать по специальности она не стала.

«Большую часть времени я тратила на домашние дела и уход за детьми. Муж помогал только частично, потому что он уезжал в Россию на заработки», — говорит Алина. Сейчас дети подросли, и девушка наконец планирует устроиться на работу.

Нередко бывает, что девушки вступают в брак или рожают ребенка до совершеннолетия.

Ранние браки и материнство приводят к сложностям в получении образования, экономической зависимости и нестабильности. Впоследствии девушки не могут устроиться на работу и заработать себе на покупку билетов.

Однако, по словам Анары Ниязовой, сейчас количество женщин-мигранток, которые улетают в Россию, растет. «Семьи принимают решение, чтобы молодая женщина мигрировала, потому что она отправляет на родину больше денег. Это опять же связано с ее традиционной сервисной ролью, а не потому что [семья] хочет, чтобы девушка самореализовалась и эмансипировалась», — говорит экспертка.

Домашние обязанности

По словам Ниязовой, домашний труд становится ещё одной преградой к мобильности. Все потому, что в кыргызских семьях он распределяется нерационально — уборка, готовка и уход за детьми в основном лежит на плечах женщин.

В Кыргызстане они тратят на него в три раза больше времени, чем мужчины. Это отнимает у них время, которое они могли бы потратить на дополнительный заработок, образование или увлечения.

Подробнее: У работающих женщин в Кыргызстане почти нет свободного времени — они тратят его на уборку дома

Уровень бедности

Уровень бедности в целом влияет на невозможность как женщин, так и мужчин совершать авиаперелеты. За чертой бедности в 2020 году оказались почти 1,7 миллионов кыргызстанцев — а это каждый четвертый житель страны. При этом более 70% из них живут в сельской местности.

Ещё около одного процента жителей страны живут в крайней бедности.

Уровень бедности среди мужчин и женщин по стране в основном не имеет ярко выраженных отличий. Но из-за низкооплачиваемой работы, раннего материнства и проблем в системе образования, здравоохранения и правосудия, происходит феминизация бедности.

«Феминизация бедности происходит и из-за усиления патриархата. В правовой норме, конечно, прописано, что у нас есть доступ ко всему, есть права и все хорошо. Но в жизни мы встречаемся с препятствиями и не можем их игнорировать, они влияют на нас и наше поведение», — говорит Анара Ниязова.

*Исследование «Авиасейлс» проводилось в 2021 году и охватило все области Кыргызстана. В нем принимали участие респонденты в возрасте от 18 до 35 лет. Результаты исследования были предоставлены «Клоопу» на партнерских условиях.

Текст и анализ данных: Алексей Журавлев

Редактура: Айзирек Иманалиева

Этот материал был создан на основе исследования компании Aviasales.kg — партнера «Клоопа». Теперь вы можете приобрести билеты через наш сайт и поддержать наше издание.