Коллаж: Джеймс О’Брайен / OCCRP

Швейцарские банки славятся секретностью, навевая мысли о сокровищах, которые надежно спрятаны в горных хранилищах. И правительство Швейцарии делает все возможное, чтобы сохранить эту репутацию.

Но то, что хорошо для состоятельных клиентов банков, может быть плохо для всех остальных. Когда продажные политики или члены организованной преступности прячут деньги от посторонних глаз в Швейцарии, зачастую это значит, что жертвы их преступлений этих денег уже не увидят. А как только средства поступят на счет в швейцарском банке, их можно будет перечислить куда угодно.

Из-за строгих законов Швейцарии о банковской тайне правительства других стран и журналисты раньше не могли привлечь банковскую сферу к ответственности. Но теперь все изменилось.

Анонимный источник передал данные о счетах крупнейшего швейцарского банка Credit Suisse немецкой газете Süddeutsche Zeitung, которая поделилась ими с OCCRP и еще 46 партнерскими СМИ по всему миру. Всего над проектом работали 163 журналиста.

Истории из проекта

Утечка содержит информацию более чем о 18 тысячах счетов, открытых с 1940-х и примерно до середины 2010-х годов. В общей сложности на этих счетах побывало более ста миллиардов долларов.

Данные показывают, что в банке хранили деньги десятки сомнительных клиентов почти со всех уголков мира. Зачастую это были люди, репутацию которых легко проверить с помощью обычного поиска в Google.

Почему топовый банк брал столько проблематичных клиентов

OCCRP анонимно поговорил с бывшими и действующими сотрудниками Credit Suisse, которые объяснили, что одна из главных причин, по которой банк принимал такое количество проблемных клиентов, — его собственная токсичная корпоративная культура.

Работники рассказали, что их бонусы зависят от того, сколько дополнительных денег они привлекают в банк по сравнению со счетами, которые закрываются.

«Если вы закроете подозрительный счет, особенно крупный, превышающий 20 миллионов долларов, банкир окажется в глубокой яме. Такой глубокой, из которой почти невозможно выбраться», — сказал один из источников.

Кроме того, по их словам, счета с большим капиталом почти не проверяли по стандартным нормативам банка, в отличие от счетов на уровне примерно миллиона долларов. У по-настоящему крупных счетов был такой уровень секретности, что лишь несколько руководителей высшего звена могли знать, кому они принадлежат.

Это приводило к тому, что, когда клиент банка планировал отмыть преступные доходы — к примеру, похитив их из бюджета своей страны, — он обращался непосредственно к самым старшим менеджерам, не проводя операции через обычную систему банковского обслуживания.

Журналисты OCCRP решили проверить это лично и обратились в Credit Suisse с вопросом о том, можно ли открыть в банке счет на имя богатого инвестора из африканской страны. Представители банка попросили обсудить это по телефону, а не по электронной почте. Кроме того, они сказали, что большинство клиентов приходят по рекомендации, но согласились поговорить.

В качестве гарантии безопасности для потенциального клиента сотрудники банка предлагали выступить номинальными акционерами и директорами холдинговых компаний, трастов и банковских счетов, как следовало из презентации Credit Suisse. Это позволило бы создать юридические «слои» собственности, которые помогли бы скрыть конечных владельцев.