Чиновники, юристы, журналисты и правозащитники 9 марта обсудили риски, связанные с проектом постановления Кабмина об обжаловании ложной информации в интернете (приложение к закону о фейках). Рассказываем самое важное.

Что за положение?

Проект постановления Кабмина об обжаловании ложной информации в интернете в середине февраля опубликовало Минкультуры. Этот документ должен стать своеобразным дополнением к закону «О защите от ложной информации» (закон о фейках).

В проекте ведомство предлагает блокировать интернет-страницы и даже целые сайты с помощью интернет-провайдеров.

В справке-обосновании описан примерный алгоритм действий для тех, кто считает, что на каком-то сайте опубликована ложь о нем. Такому человеку достаточно обратиться с заявлением в Службу по регулированию и надзору в отрасли связи при Минцифре. А уже она без суда и следствия потребует у провайдеров заблокировать страницу – сроком до двух месяцев. Если владелец сайта удалит информацию сам, то доступ к ресурсу восстановят.

Что говорили правозащитники и журналисты?

Юристы, правозащитники и представители СМИ заявили, что проект постановления «сырой» и нуждается в серьезных доработках. По их мнению, проект Кабмина включает в себя «антиконституционные механизмы», которые скажутся на свободе слова и праве на выражение мнения, гарантированных государством.

Документ, утверждают они, противоречит и международным обязательствам, которые взял на себя Кыргызстан. Журналисты также считают, что это постановление станет инструментом против инакомыслия и «уничтожит расследовательскую журналистику».

Подробнее прочитать о всех рисках, озвученных правозащитниками, можно по ссылке.

Свои сомнения о проекте Кабмина выразил и исполнительный директор Ассоциации операторов связи Саламат Ормошев. Он заметил, что документ касается не только кыргызского сегмента интернета, но и зарубежных сайтов, включая соцсети вроде Facebook, Twitter, ВКонтакте и других.

По словам Ормошева, операторы могут блокировать только кыргызстанские сайты, а удалением или блокировкой какой-либо информации в соцсетях и мессенджерах занимается только администрация этих ресурсов.

Что говорили представители госведомств?

На круглый стол пришли и представители Минкульта, Службы связи и Минюста. Все они согласились с необходимостью доработки документа, однако несколько раз отметили, что закон «О защите от ложной информации» уже принят, и теперь нужен механизм, который позволит ему работать.

При этом представительница Службы связи заявила, что у ее организации нет полномочий и компетенций для того, чтобы делать ту работу, которую возложит на нее проект Кабмина.

Согласно документу, именно сотрудники службы должны будут определять, какую именно информацию можно отнести к «порочащей честь, достоинство и деловую репутацию».

Что решили?

Сотрудники госведомств сказали, что готовы работать над проектом вместе с представителями медиасектора. Они призвали журналистов и правозащитников предлагать идеи для усовершенствования документа.

Журналисты же решили попросить у Кабмина вернуть проект постановления на доработку и приостановить разработку подзаконных актов к закону «О защите от ложной информации». Они также предложили Кабмину совместно совершенствовать «альтернативные механизмы защиты граждан от недостоверной информации».

Закон о фейках

Закон «О защите от недостоверной (ложной) информации» президент Садыр Жапаров подписал в августе 2021 года. Еще до его принятия активисты и юристы раскритиковали документ.

Они также не раз говорили о том, что в законодательстве Кыргызстана уже есть необходимые правовые механизмы, и споры о ложной информации разрешаются через обращение в суд.

Сам закон был принят только со второй попытки. Первый вариант законопроекта «О манипулировании информацией» отправил на доработку в 2020 году тогдашний президент Сооронбай Жээнбеков.

Документ иницировали депутатки Гульшат Асылбаева и Айнура Осмонова. Асылбаева во время рассмотрения документа активно защищала его, а пользователей, критиковавших проект закона, называла «фейками и троллями».