В Кыргызстане в последнее время видна тенденция к снижению прозрачности бюджетной политики. Об этом сказал юрист Нурбек Токтакунов в ходе круглого стола «Индекс бюджетной прозрачности – 2021», который проходил в Бишкеке.
Он отметил, что в 2006 году индекс прозрачности бюджета составлял всего 8%, но к 2021 вырос до 62%.
«Мы начинали с жесткой конфронтации с властью […] [В 2006 году] только 8% информации нам давали о расходах бюджета. Когда мы начали международное партнерство, мы взаимодействовали с Минфином. И оказалось, что им это выгодно, потому что когда-то было много популистских законов, и они не хотели их внедрять, и выделять на них деньги», — сказал он.
Однако по словам Токтакунова, с недавнего времени рейтинг прозрачности бюджетной политики в Кыргызстане снижается.
«Поэтому мы сегодня пригласили сотрудников Администрации президента, но они, к сожалению, не пришли. [Индекс прозрачности бюджета] очень важный показатель. Инвесторы тоже решают вопрос, приходить в Кыргызстан или нет, когда смотрят на рейтинг бюджетной прозрачности», — пояснил он.
В круглом столе приняли участие представители общественных фондов, некоммерческих и международных организаций, а также госведомств.
По итогу участники круглого стола приняли резолюция с призывом к Минфину, Счетной палате, Жогорку Кенешу и президенту к построению Открытого правительства в Кыргызской Республике.
В середине апреля президент подписал поправки в закон о госзакупках, в мае они вступили в силу. Согласно ним государственные и муниципальные предприятия, а также акционерные общества с госдолей более 50% вывели из-под действия закона о госзакупках и они могут не проводить тендеры, а закупать товары и услуги напрямую, не публикуя информацию об этом на специальном сайте. Принятие поправок мотивировалось тем, что «с устранением понятия “тендер”, уменьшится коррупция».
Однако депутат Дастан Бекешев отмечал, что это наоборот может привести к еще большей коррупции. Журналисты «Клоопа», проанализировав поправки, пришли к выводу, что из-за нового закона о госзакупках более трети всех закупок станут непрозрачными. Увидеть что, у кого и по какой цене закупили будет невозможно, а расследовать коррупцию и сговор — затруднительно.
Читать еще: Треть госзакупок может уйти в тень. Как новый закон повлияет на прозрачность – показываем на данных