Генпрокуратура сообщила о задержании прапорщика войсковой части №86123 МЧС Торобая Жаныбек уулу. Его подозревают в избиении 20-летнего рядового срочной службы Бекзата Эсенбекова.
В МЧС рассказали, что солдата госпитализировали в больницу с разрывом мочевого пузыря, его состояние стабильно тяжелое. Родственники Эсенбекова говорят, что его в части периодически избивали, постоянно требуя деньги.
Задержание прапорщика
В надзорном органе уточнили, что 7 июня с заявлением обратился отец пострадавшего. Он указал, что 1 июня на территории войсковой части №86123, которая расположена в селе Беловодское Чуйской области, его сына избил прапорщик Торобай Жаныбек уулу.
По этому факту Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Превышение власти».
«Прапорщик задержан. Проводится ряд следственных действий по установлению обстоятельств совершения преступления, а также фактов неуставных взаимоотношений», — говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Заявление родственников
Бекзат Эсенбеков — уроженец Таласской области. Его призвали в 2021 году.
7 июня в инстаграм-паблике появилось обращение родственников рядового Бекзата Эсенбекова. Они рассказали, что Эсенбекова прапорщик «избивал всю ночь с особой жестокостью» с 31 мая на 01 июня, когда он был на дежурстве.
«У нас с братом связь была постоянно, и он постоянно просил всех родственников закинуть ему единиц, за 8 месяцев закинули 35 тысяч сомов, эти деньги прапорщик Жаныбек уулу Торобай обналичивал через мобильные приложения и так, последняя цена избиения 500 сом. Прапорщик требовал от брата чтобы кто-то из родственников и знакомых закинули на его номер эти деньги, но т.к ночь и он не мог просить и беспокоить родных и знакомых пришлось терпеть побои прапорщика», — утверждают родные рядового.
На пресс-конференции 8 июня мама рядового рассказала, что с 1 по 26 мая он был в отпуске. По ее словам, когда он вернулся в часть, то его начали избивать, говоря, что он не принес денег.
«Его избивали с 26 мая. 31 мая Жаныбек уулу Торобай сказал сыну, чтобы он в течение 10 минут положил ему 500 сомов на баланс телефона. [Когда он был в отпуске, то приезжал ко мне]. Тогда я сказала ему, что он просит слишком много денег. [В ту ночь] он позвонил, спросил о моем здоровьем и не смог сказать, чтобы я положила единицы. Когда он говорил со мной, сказал, что кто-то идет и отключил телефон. Он звонил в 21:46. Когда я позвонила он не взял трубку […] Его увидели с телефоном и решили наказать. Его избивали с 12 ночи до 9 утра. Рассказывал, что его избивали даже когда он сидя засыпал. Избивали и когда он лежал на полу», — рассказала она.
По ее словам, ей часто приходилось ложить единицы на разные номера.
По словам родственников, 1 июня солдат позвонил родным и рассказал, что у него пневмония и его перевели в санчасть.
«Мы с ним связывались в те дни и он не жаловался на здоровье, только говорил, что болеет. Но по факту был разрыв мочевого пузыря, нога отекла. Прапорщики Ашымкулов и Бейшеналиев, капитаны Мавлянов и Касымов, а также старший сержант Замирбек уулу все время стояли рядом и диктовали что говорить, когда брату стало плохо — им пришлось везти в больницу, по дороге в Бишкек заезжали в больницу в селе Беловодское, там не приняли, 4 июня привезли в 4-ю городскую больницу, положили. Врачи увидели разрыв мочевого пузыря, потому что нога сильно отекла, и врачам пришлось на нем же разрезать одежду и забрать на операцию», — заявили родственники, отметив, что операция длилась три с половиной часа.
Они обратились к министру внутренних дел Улана Ниязбекову и председателю ГКНБ Камчыбеку Ташиеву с просьбой принять меры и наказать виновных.
Версия МЧС
Однако версия МЧС немного отличается от версии события родственников рядового.
По данным ведомства, 1 июня солдата осмотрел дежурный фельдшер, который выявил опухшие ноги у рядового.
«2 июня рядового привезли в больницу села Беловодского. Там у него взяли анализы, провели обследование на УЗИ. Его осмотрел врач-невролог, после результатов рентгенографии направили в инфекционную больницу. Там поставили диагноз “пневмония” и направили в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи. Со слов родственников, рядового Эсенбекова избил командир спасательной группы войсковой части прапорщик Торобай Жаныбек уулу», — рассказали в МЧС, отметив, что по этому факту создали комиссию и проводится служебное расследование.
Командир войсковой части №86123 Рысбек Жолдошбаев сообщил, что узнал о том, что Эсенбекова прооперировали в утром 5 июня.
«Получив информацию я доложил об этом сразу же в вышестоящее командование. В тот же день я посетил [рядового Эсенбекова] в реанимации 4-й городской больницы. Там также встретился с его родственниками и выслушал их обращение», — рассказал Жолдошбаев.
Всех виновных накажем
Замминистра чрезвычайных ситуаций Урматбек Шамырканов сообщил, что «все причастные младшие и высшие командиры» войсковой части №86123 временно отстранены от исполнения своих обязанностей.
Он пообещал, что по произошедшему проведут «объективную проверку» и «виновных на всех уровнях привлекут к ответственности». Шамырканов добавил, что ситуация с избиением рядового находится на личном контроле главы МЧС Бообека Ажикеева.
Правозащитные организации отмечают, что в армии Кыргызстана не соблюдаются права человека и там до сих пор процветает дедовщина и насилие. Нередки случаи и суицида среди солдат.
По данным «Азаттыка», в 2019 году смерть 13 военнослужащих назвали суицидом, в 2018 году сообщалось о самоубийстве 17 военнослужащих. Но родственники погибших практически во всех случаях заявляют, что они не могли совершить суицид.
Последний такой громкий случай произошёл в середине сентября 2021 года. Тогда в селе Жаны-Жер Чуйской области 17 сентября погиб 20-летний контрактник ГСИН Рустам Иминов.
Версии инцидента разнились. По словам родственников погибшего военнослужащего, сначала его командир говорил, что Иминов совершил суицид. В самом ГСИН сообщили, что он «по неосторожности произвел выстрел из табельного пистолета». Однако, позже стало известно, что в качестве подозреваемого задержали сослуживца погибшего.
Родственники Иминова говорили, что Иминов не мог совершить суицид и не верят, что его мог застрелить сослуживец. Они заявляли, что к смерти контрактника может быть причастно руководство колонии.
По факту смерти Иминова тогда начали следствие, однако ее результат публично не озвучивались.
По мнению главы правозащитной организации «Кылым шамы» Гульшайыр Абдирасуловой, смертность в армии снизится только в случае усиления гражданского и родительского контроля в закрытых учреждениях. Она отметила, что что государство несет ответственность за каждого солдата и военнослужащего.