Президент Садыр Жапаров дал очередное интервью национальному информагентству «Кабар», в котором прокомментировал смерти политолога Марата Казакпаева и зампредседателя правления «Айыл банка» Бакыта Асанбаева в СИЗО ГКНБ.
Глава государства подчеркнул, что кыргызстанцам не стоит сомневаться в том, что смерти в изоляторе – «это череда несчастных случаев».
Жапаров рассказал, что в комиссию по расследования смертей политолога и банкира вошли родственники умерших, омбудсмен и представители неправительственных организаций.
«На мой взгляд, можно было бы обвинить начальника СИЗО ГКНБ на предмет того, почему он позволил заключенным использовать в камере длинный шнур удлинителя. По закону это запрещено. Но я знаю, что в камерах без удлинителей никак невозможно. Сами заключенные просят разрешение на удлинитель, чтобы пользоваться плиткой, телевизором, холодильником и другими электроприборами», – отметил он.
Жапаров также подчеркнул, что погибшие в СИЗО задерживались по различным уголовным делам и «не были такими уж влиятельными общественными деятелями». При этом он отметил, что Асанбекова задержали за невозврат 3,5 млн долларов для кредитования, а это – «народные деньги»
«Мнение, что ГКНБ их убил, неправильное. Кого только не задерживает ГКНБ. Сколько людей сидело в их СИЗО и благополучно в добром здравии выходило на свободу», – сказал Жапаров.
Смерть Асанбаева и Казакпаева
О смерти зампредседателя правления «Айыл банка» Бакыта Асанбаева в СИЗО ГКНБ стало известно 18 июня. В ГКНБ сообщали, что Асанбаев совершил суицид в камере СИЗО Госкомитета.
Однако родственники Бакыта Асанбаева говорили, что тот не мог совершить суицид. Они отмечали, что при вскрытии тела обнаружили переломы ребер и ключицы, а на локтях были гематомы.
Политолог Марат Казакпаев же скончался 10 июня. За день до этого у него случился геморрагический инсульт, произошло кровоизлияние в мозг и его увезли из СИЗО ГКНБ в Городскую клиническую больницу №1, где подключили к аппарату ИВЛ. Под стражей в СИЗО Казакпаев находился больше года — 13 апреля 2021 года его задержали по подозрению в государственной измене.
В ГКНБ после смерти Казакпаева заявили, что он «за время нахождении в СИЗО регулярно осматривался врачами и получал рекомендованные врачами лекарственные препараты, состояние его здоровья было удовлетворительное».
Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев позже заявил, что власть не имеет отношения к смерти Казакпаева. По его словам, заявления родственников политолога о пытках в СИЗО — ложь. Ташиев отметил, что пыток в СИЗО ГКНБ «никогда не было и не будет».
В тот же день президент Садыр Жапаров образовал рабочую комиссию по изучению фактов смертей политолога и банкира. В администрации главы государства тогда пояснили, что комиссия всесторонне изучит обстоятельства произошедшего, а результаты ее работы будут представлены высшему руководству страны.
16 июня стало известно, что омбудсменка Атыр Абдрахматова создала межведомственную комиссию в связи со смертью Казакпаева.
В пресс-службе Института омбудсмена рассказали, что комиссия изучит основания и условия содержания погибшего, а также возможности его доступа к медицинскому лечению в СИЗО ГКНБ.