Больше пяти месяцев назад началось полномасштабное вторжение России в Украину. За это время оттуда уехали уже более 10 миллионов человек, а 14 миллионов были вынуждены покинуть свои дома.

Среди них – уроженцы и уроженки Кыргызстана, которые жили в Украине, заводили там семьи и строили планы на будущее. 24 февраля для них изменилось всё. «Клооп» пересказывает истории трех женщин, которые самостоятельно эвакуировались из охваченной огнем страны и вернулись на родину.

Через месяц после начала российского вторжения в Украину кыргызские дипломаты сообщили, что МИД и посольства эвакуировали оттуда более 700 кыргызстанцев. Из-за боевых действий их вывозили на родину через европейские страны: Молдову, Румынию, Болгарию, Венгрию, Польшу и Турцию. Но до эвакуационных авиарейсов смогли добраться не все. Многие граждане и уроженцы Кыргызстана эвакуировались самостоятельно.

«Мама, почему днем фейерверки?» История Яны

Яна – гражданка Кыргызстана. В украинскую Одессу она вместе со своей пятилетней дочерью Кирой перебралась совсем недавно – в сентябре 2021 года. Тогда врачи обнаружили у девочки предастматическое состояние и посоветовали переехать поближе к воде. А в Одессе у Яны живет бабушка.

В Украине девушка успела найти работу и новых друзей, а ее дочь – пойти в детский сад и полюбить море.

Осенью начали появляться новости о возможности скорого вторжения России. Они пугали Яну, но друзья успокаивали девушку. А за пару дней до нападения она со своего 23 этажа заметила, что во дворе российского посольства по соседству жгут документы. В тот вечер она сообщила подруге из Кыргызстана, что собирается вернуться в Бишкек.

Утром ее разбудил звонок с родины – о вторжении знали уже во всем мире. Яна была в ступоре. Она включила новости, сделала себе кофе и стала искать билеты на автобус до Молдовы.

Кира в Одессе накануне вторжения

«И тут мне звонит брат из Кыргызстана: «Ты что, дура? Сейчас езжай! Какой вечер? Какой автобус? Быстро бери такси!» Это меня отрезвило, и я начала соображать», – вспоминает Яна.

Заказать такси через приложение уже не получалось – не было свободных машин. Яна нашла человека, который за 100 долларов согласился отвезти их с дочерью на границу с Молдовой. Собрав чемоданы, девушка разбудила Киру. Яна не знала, как объяснить ребенку, что происходит, и сказала дочери, что они едут в путешествие.

В ожидании такси, они спустились на улицу и сели на скамейку.

«Вдруг прямо перед нами в небе – оранжевый взрыв. В этот момент дочка спрашивает: «Мама, а почему фейерверки днем?» Я дрожу и говорю: “Дочка, праздник”», – рассказывает Яна.

Ей позвонил водитель такси, который тоже видел взрыв, – после этого он не хотел никуда ехать. Но Яне удалось убедить его довезти ее с дочерью до границы. Из окна автомобиля она видела военную технику, въезжающую в город, и четырехполосную пробку из автомобилей мирных одесситов, бегущих из города.

Через два часа девушка с дочерью пересекла границу с Молдовой, где их уже встречали волонтеры, предлагавшие питание, жилье и проезд. Яна посчитала, что среди беженцев есть люди, которым помощь нужна больше, чем ей, и вызвала такси до Кишинева. Оттуда она надеялась вылететь в Стамбул, но таксист рассказал ей, что авиасообщение в Молдове уже закрыли. Пришлось на несколько дней остаться в Молдове – водитель помог Яне найти квартиру.

«Мой телефон с ума сходил. Писали люди, с которыми я годами не общалась – все переживали. Позвонила друзьям, которые остались в Одессе – объяснила, что мужчин на границе не пропускают. Но многие сами оставались – провожали своих жен и возвращались. Без конца все плакали на границе. Прощались», – вспоминает она.

Несколько дней Яна с дочкой провела в Кишиневе, пытаясь понять, что ей делать. Поначалу она надеялась, что вскоре авиасообщение вновь откроют. Друзья-украинцы уговаривали подождать – они, как и Яна, надеялись, что вскоре война закончится. Но девушка понимала, что безопаснее будет вернуться в Кыргызстан.

«Молдаване очень помогали. Мне даже сим-карту принесли бесплатную, а в магазинах выехавшим из Украины давали сертификаты на продукты. Еще как-то заказала [доставку] Glovo, а номер привязан украинский. Мне написали в чате: “Оплаты не нужно”. Я рыдала, там постоянно – такие люди добрые попадались», – вспоминает Яна свои дни в Кишиневе.

Она пыталась разобраться, как выехать в Румынию – для въезда туда гражданам Кыргызстана обычно нужна виза.

Яна вспоминает, как кыргызский дипломат в Венгрии убеждал ее вернуться в Украину, чтобы оформить документ – он считал, что это безопасно, потому что там «бомбят только военные объекты».

Потом она узнала, что бегущим от войны виза в Румынию больше не нужна – независимо от их гражданства. В начале марта она с дочерью отправилась дальше.

Автобус из Кишинева в Бухарест был полон украинцев. Кира спрашивала Яну, почему все куда-то едут. Поначалу девушка говорила дочке, что все решили попутешествовать. Потом ей все же пришлось объяснить ребенку, что такое война.

«На границе автобус простоял пять часов в очереди. Потом вошел пограничник, собрал паспорта, вышел, поставил печати, и нам их снова раздали. Я была в шоке от такого обслуживания. На этой границе тоже были волонтеры – они стали нас заваливать всем: горячий чай, еда, игрушки. А у меня дочка очень общительная, коммуникабельная – ее там игрушками и едой завалили. Везде помогали. Я плакала каждый раз», – рассказывает Яна.

Путь из Молдовы в Румынию занял 12 часов. Пассажиров привезли в аэропорт, но рейс в Стамбул, через который Яна планировала улететь в Бишкек, отправлялся только вечером следующего дня. Яна и Кира пошли искать отель, в котором можно было бы отдохнуть.

«Прошли два отеля рядом с аэропортом – мест нет. А дальше идти уже некуда – только поле впереди. Сам аэропорт тоже был уже далеко», – вспоминает Яна.

В итоге работница будки по приему ПЦР-тестов помогла им найти гостиницу, когда узнала, что они приехали из Украины. «Она вытаскивает пиццу, круассаны, чай в термосе – и все это дает дочке. Она нас покормила, посадила в свою машину и повезла, – рассказывает Яна. – Я опять в слезы – девушка бросила свою работу, чтобы нас довезти. Она в панике: “Are you okay?”, а я остановиться не могу».

Когда Яна с дочерью отправились на завтрак в отеле, шеф-повар позвал всех беженцев в отдельный зал с украинскими блюдами – их накормили бесплатно. «Там была окрошка! Он это все наготовил, а нас там толпа. Я снова реву – он же это все наготовил за ночь!» – с улыбкой вспоминает Яна.

За завтраком она попыталась купить билеты на самолет – на двоих через Стамбул они стоили больше 900 долларов. Но с оплатой кыргызской картой произошли какие-то неполадки. Пока Яна разбиралась с ними, цена выросла до $1900. «В Испанию на двоих выходило 200 долларов, а до Бишкека 156 тысяч сомов!», – вспоминает девушка. Сказав дочке, что путешествие продолжается, она стала искать другие варианты. Самым доступным из них оказался автобус до Стамбула, который ехал через Болгарию и отправлялся вечером.

Во время ожидания Яна познакомилась с киевлянкой, которая тоже бежала от войны. «Ей пришлось бросить машину в поле, потому что бомбили, а потом мост взорвали – все побросали машины и побежали, – рассказывает она. – Эта девушка была очень потерянная. Я спросила ее, куда она едет. Но она пожала плечами, сказала: “Не знаю. Мне бы доехать до Стамбула, там уже решу, куда”. Сама стоит – у нее собачка и маленькая сумочка. И я – три чемодана и ребенок. Я не знаю, как я все это тащила…»

Автобус до Стамбула ехал 10 часов – не считая многочасовых очередей на границах. В пути беженцев покормили волонтеры Красного Креста. «Если честно, за весь путь я на еду вообще не тратилась, только на дорогу и жилье», – говорит Яна.

В Турции она вместе с Кирой сразу же поехала в аэропорт – после множества попыток билеты до Бишкека все же удалось оплатить.

В аэропорту Стамбула с пассажиров требовали результаты тестов на «ковид» – но ждать их было слишком долго, регистрация на рейс начиналась уже через три часа. Котировались только результаты ПЦР, но Яна решила рискнуть и все-таки сдать экспресс-тест. В итоге сотрудник лаборатории, видя ее положение, дал ей справку о прохождении ПЦР.

Самолетом Яна и Кира благополучно добрались до Бишкека. На путь из Одессы у них ушло девять суток.

«Без документов, но с курутами». История Айнагуль

«Я не понимаю, людей, говорящих про националистов в Украине. Я три года прожила в Одессе – я это всем говорю. Я просто наслышана, как в России относятся к тем, кто не похож на славян – их останавливают, проверяют документы. За три года жизни в Украине меня никто не остановил, никто мне не говорил, что я не украинка, никогда не сталкивалась с дискриминацией, хотя я говорила там только на русском», – рассказывает Айнагуль.

Она попала в Украину после того, как вышла замуж за ее гражданина. В феврале Айнагуль собиралась поехать в Саудовскую Аравию, где в тот момент работал ее муж, и уже подала документы на визу. «Когда еще только начали ходить слухи о войне, я уже задумывалась вернуться в Кыргызстан. Но в агентстве, где мы с мужем работали, попросили подождать немного. Несколько дней», – вспоминает она.

24 февраля Айнагуль проснулась от звука уведомлений из рабочего чата. Ее коллеги писали о взрывах, которые слышали в Одессе. Айнагуль вспоминает, что встревожилась, но серьезного страха еще не почувствовала, старалась храбриться.

Айнагуль с мужем

Чуть позже она услышала взрыв. Тогда-то и пришел страх: «Внутри все сжалось. Я решила, что мне нужно возвращаться в Кыргызстан».

Но документы Айнагуль находились в диппредставительстве – забрать их не получалось, потому что из-за войны учреждение было закрыто. Она все равно решила попытаться эвакуироваться из Одессы в Молдову. Свекровь ехать с ней наотрез отказалась – не могла оставить пожилую мать и собаку.

«Когда я покидала город, не было воздушной тревоги, но люди уже были напуганы», – вспоминает Айнагуль.

До границы из Одессы ехать всего пару часов, но уже на пограничном пункте она застряла до глубокой ночи – поток беженцев был огромен, а у пограничников произошел какой-то сбой в компьютерной системе. Границу Айнагуль пересекла только под утро, а вот отсутствие паспорта не стало проблемой – пограничники пропустили девушку и без него.

Айнагуль и других беженцев-кыргызстанцев волонтеры разместили в кыргызской этнодеревне «Манас». «Я была удивлена – встретиться с соотечественниками в Молдове, да еще и в целом этно-комплексе, – вспоминает она. – Там нас бесплатно поселили и кормили. Прожив там пару дней, я все же решила, что нужно перебираться в столицу, в Кишинев, так как до него было 70 километров, а мне нужно было что-то делать с документами». Чтобы добраться до Кыргызстана, Айнагуль все-таки нужен был временный паспорт.

В Кишиневе она вместе с еще одним соотечественником поселилась у кыргызстанца, который тоже застрял в Молдове.

«В тот вечер, когда мы заехали, он наготовил плова, – рассказывает Айнагуль. – Мы ужинали, и я вдруг вспомнила, что за несколько дней до войны нашла в Одессе место, где продавали курут! Радовалась как ребенок, накупила их себе и свекрови принесла – она их тоже любит. И в тот вечер мы в Молдове ели кыргызские куруты из Украины. Ребята еще шутили, что я без документов, с минимумов вещей, зато с курутами!»

Получение временных документов заняло неделю. Ближайший путь в Турцию шел через Румынию – там Айнагуль считалась беженкой, и ей не нужна была виза. До Венгрии, откуда официально эвакуировали кыргызстанцев, бело слишком далеко. Но кыргызские дипломаты в этой стране были с Айнагуль на связи и помогли ей собрать необходимые справки.

«Я готовила себя к тому, что у меня будут проблемы на границах, ведь паспорт временный. Я даже сделала распечатку о факте пересечения границы после начала войны – что я выехала из Украины. Но ни в Молдове, ни в Румынии, ни в Турции – нигде меня никто не остановил, и с общим потоком беженцев пропустили», – рассказывает она.

В Румынии Айнагуль нужно было ждать своего рейса – и на помощь снова пришли соотечественники. В Бухаресте кыргызские активисты помогли ей снять квартиру. После возвращения в Кыргызстан девушка занялась восстановлением документов, чтобы выехать к мужу и вернуться к работе.

После войны она планирует вернуться в Украину.

Смотрите также:

12 дней под обстрелами. История Нелли

Подробнее эту историю можно прочесть здесь

Нелли – уроженка Кыргызстана, но последние 16 лет она прожила в Украине. У нее двое детей, а незадолго до 24 февраля они с мужем купили квартиру в пригороде Киева, Буче.

Утром в день вторжения Нелли проснулась от шума у соседей. «Началось…» – сказал ей муж.

Масштаб происходящего с утра был не ясен – Нелли даже собиралась отправить старшего ребенка – пятилетнего сына – в детсад, но оказалось, что все детские учреждения закрыты. В первый день ей было тревожно, но она еще не чувствовала настоящего страха.

«Но началась ночь, мы остались в квартире. И вот ночь была страшной – мы видели зарево, было громко и страшно спать», – вспоминает Нелли. Звуки взрывов сначала доносились из соседнего Гостомеля – там был военный аэродром.

Тогда Нелли поняла, что нужно уезжать, но ехать ее семье было в целом некуда – почти все их близкие жили по соседству или в Киеве – а там, казалось, должно быть еще опаснее. В итоге Нелли и ее семья остановились у знакомых в Буче – у них был частный дом с подвалом, который внушал ощущение хоть какой-то безопасности.

«Мой муж почему-то подумал, что Буча, наше направление под Киевом, самое безопасное. Думали, что у [российской армии] целью будет взять Киев, и начнут бомбить сразу Киев, – рассказывает женщина. – Надеялись, что в пригороде будет оставаться безопаснее. Ну нет в Буче военных объектов. Мы не думали, что беларусы откроют границу, потому что с нашей стороны не было российской границы, только беларусская. Вот, так сказать, Беларусь «добрососедски помогла»».

В доме собралось 15 человек – несколько семей. Все они надеялись, что Бучу не тронут. Но звуки боев приближались, и не привыкшие к войне люди поначалу при каждом звуке бежали в подвал. Все остальное время пытались создать видимость, будто в доме никого нет. Иногда, говорит Нелли, звуки боя не прекращались круглосуточно.

Перестрелки происходили почти каждый день – Нелли помнит всего пару дней затишья. В один из них мужчины сбегали за едой – закрывшиеся местные магазины уже раздавали продукты бесплатно.

Газ и электричество отключились – из-за морозов приходилось спать прямо в куртках. Соединение с интернетом пропало, мобильная связь появлялась редко, и единственным источником информации для всего дома стало старое радио и рассказы соседей.

«Они рассказывали про ужасы с этой улицы, [на которой после вывода российских войск в начале апреля обнаружили множество трупов гражданских людей]. Дом, в котором мы остались переждать, был на параллельной улице от Яблонской, где позже были сделаны эти страшные фотографии», – вспоминает Нелли, еле сдерживая слезы.

Она говорит, что боялась за психику пятилетнего сына, который уже понимал, что происходит, и даже научился по звуку отличать БТР от танка. Нелли надеялась поскорее выбраться из Бучи и даже несколько раз порывалась сделать это, но ее останавливали – выезжать на единственном автомобиле было слишком опасно. 5 марта по радио объявили эвакуацию из соседнего Ирпеня, но она была сорвана – автобусы с людьми обстреляли.

Через несколько дней объявили и о «дне тишины» в Буче. Поначалу Нелли с мужем не собирались воспользоваться им и выезжать – боялись, что попадут под обстрел. Но все же мужчины выбрались в город на разведку. А когда вернулись, на их лицах был ужас, вспоминает Нелли.

«На улицах трупы гражданских, нужно отсюда уезжать. К центру уже идут целые колонны машин. Надо быстрее собираться», – сказали они.

Хозяева дома, где Нелли пряталась с семьей, не хотели оставлять пожилых родителей и даже не рассматривали вариант эвакуации. Остальные выехали в центр города, обвесив машины белыми простынями и надписями «Дети».

Встретив по дороге БТР с российскими военными (Нелли испугалась и прижала к себе детей, но все обошлось), они подъехали к основной колонне машин эвакуирующихся мирных людей. Автомобилей было так много, что Нелли не могла разглядеть, где начинается колонна. Впереди должны были ехать эвакуационные автобусы, но жители Бучи их так и не дождались и через три часа отправились в сторону Киева самостоятельно.

Прямая дорога в столицу была уничтожена, поэтому колонна двигалась в объезд – в том числе и по железнодорожным путям. Вместо привычного часа путь занял целых девять.

«По дороге был дикий ужас. Я видела расстрелянные машины, разбитую дорогу и конечности людей. Видела мертвого дедушку, который сидел, будто прислонившись к остановке. Не знаю, сколько дней он там находился», – рассказывает Нелли.

Ночью они были в Киеве. Нелли вспоминает свое удивление, что город живет в привычном для него ритме: работают магазины, ездят машины, на улицах – пешеходы.

«В Киеве было абсолютно безопасно, потому что на подъезде в город хорошо держали оборону. Прилетело больше всего нам – мы были на подступах, и весь удар, получается, принял на себя пригород», – говорит она.

Вид на Бучу до оккупации из окна квартиры Нелли
Вид на окрестности дома Нелли (он на заднем плане) во время оккупации

Несмотря на ощущение безопасности, ее семья решила ехать дальше на запад, во Львов. Там они вчетвером остановились у друзей – в однокомнатной квартире. На следующий день приехали еще и родители мужа Нелли – места уже совсем не хватало. Снять жилье не получалось – из-за наплыва беженцев из восточной части страны свободных вариантов не было. Тогда Нелли решила вернуться в Кыргызстан, к маме.

Муж не мог выехать из страны вместе с ней – с 24 февраля мужчинам-украинцам от 18 до 60 лет запретили выезжать за рубеж. 14 марта Нелли с детьми села в автобус до Венгрии.

«Ехали целые сутки, потому что 12 часов еще стояли в очереди на границе с Польшей. Там местные волонтеры накормили нас супом. Они сунули мне подгузников, воды, еды, и фруктов детям – а у меня даже не было возможности все это взять. Слава богу, мои дети хоть поели горячий суп», – рассказывает она.

В Венгрии Нелли купила билеты на самолет до Бишкека с транзитом через Стамбул. 17 марта в пять утра он приземлился в аэропорту Манас. Но это еще не был конец истории.

К началу войны у сына Нелли был просрочен паспорт. Из-за войны документы на тот момент не перевыпускали, но во Львове Нелли успела продлить его – сотрудник паспортного отдела от руки написал, что паспорт продлен, заверив это подписью и печатью.

«“А почему так продлен? А почему не перевыпустили?” Я в шоке, говорю: «А вы не слышали?»» – вспоминает Нелли свой разговор с пограничником.

В итоге ее все-таки пропустили – со словами «Мы сегодня добрые». Нелли взорвалась. Но все же через несколько минут она была уже снаружи, где ее встречали обеспокоенные родственники.

Сейчас она дома, но мечтает вернуться в Украину к мужу. Хоть и понимает, что, возможно, их дома в Буче больше нет.