Ровно два года назад, в октябре 2020-го, Кыргызстан пережил две недели политического кризиса. Протест, начатый молодыми политиками и гражданами, недовольными итогами выборов в парламент, закончился сменой власти – к ней прямиком из тюремной камеры пришел нынешний президент Садыр Жапаров.
Вспоминаем, как это происходило.
Октябрьским событиям 2020 года до сих пор не дали какого-то официального статуса. Мнения разделились: одни называют их революцией, а другие – политическим кризисом, потому что формальная власть в стране сменилась, а политическая элита – нет.
Корни этих событий гораздо глубже. Достаточно вспомнить 2020 год до октября – тогда пандемия ковида была в полном разгаре, а власти страны во главе с президентом Сооронбаем Жээнбековым оказались к ней не готовы.
Гражданам Кыргызстана нередко приходилось спасать себя самостоятельно. Неудивительно, что после этого кыргызстанцы начали собирать в соцсетях подписи за импичмент президенту.
Не давала очков доверия Жээнбекову и его реакция на вышедшую в 2019 году серию расследований «Клоопа», «Азаттыка» и OCCRP про коррупцию на кыргызской таможне. Главным фигурантом стал Райымбек Матраимов – экс-замглавы таможни, который, согласно расследованиям, был причастен в выводу из Кыргызстана $700 млн.
Граждане Кыргызстана несколько раз выходили на митинги против Матраимова. Но власти буквально покрывали коррупционера. Несмотря на опубликованные расследования, Жээнбеков продолжал требовать у журналистов «факты» коррумпированности экс-чиновника.
Когда же наступило время выборов в парламент в 2020 году, основными игроками на них стали партия «Биримдик», связанная с кланом Жээнбековых, и партия Матраимовых «Мекеним Кыргызстан». Это также внесло свою лепту в рост недовольства в обществе. И именно выборы стали отправной точкой возникших в Бишкеке беспорядков и последующей смены власти.
Что происходило потом?
- Омурбек Бабанов, которого оппоненты Жапарова прочили в премьер-министры, в итоге поддержал новую власть и отказался претендовать на пост президента. Позже его задержит ГКНБ по делу о месторождении Кумтор, после чего Бабанов прямо из камеры СИЗО отправится за границу «на лечение».
- Тилек Токтогазиев и Эльвира Сурабалдиева вошли в кабмин нового премьера, но продержались в нем недолго.
- Борьба за власть на этом закончилась. Через несколько месяцев Садыр Жапаров победил в президентских выборах с 80% голосов, попутно еще и поменяв Конституцию. Кыргызстан снова стал президентской республикой, и в целом власть во многом перешла в руки одного человека.
- Давление на журналистов и активистов, характерное для всех прошлых режимов, при власти Жапарова никуда не пропало. Помимо этого, Кыргызстан стал терять свою прозрачность. Отслеживать государственные закупки становится все сложнее, а аппарат президента предложил еще и засекретить декларации чиновников.
- Друг Жапарова – Камчыбек Ташиев – по сей день остается главой ГКНБ, борясь с коррупцией с помощью «кустуризации». Это значит, что коррупционеры не садятся в тюрьму, а лишь возмещают государству часть нанесенного ими ущерба.
- Другой соратник президента – Талант Мамытов – в ноябре 2020 года стал спикером парламента. 5 октября 2022-го он сложил с себя полномочия.