Новость будет обновляться
В доме правозащитницы Риты Карасартовой провели обыск. Об этом она рассказала у себя в социальных сетях.
Активистка сообщила, что к ней домой, не предъявив документы, пришли четверо мужчин в гражданской форме и один милиционер, чтобы обыскать ее дом.
Один из мужчин потребовал прекратить съемку с места событий и добровольно передать телефон им в руки.
Кроме того, стало известно, что обыски также провели в домах у политика Равшана Джеенбекова, активиста Жениша Молдокматова, экс-депутатки Асии Сасыкбаевой, экс-кандидатки в президенты Клары Сооронкуловой, бывшего замглавы Комитета по землеустройству Узгенского района Акыла Айтбаева, экс-члена ЦИК Гульнары Джурабаевой, гражданского активиста Эрлана Бекчоро уулу.
В 14:00 активист Атай Бейшенбек уулу сообщил, что в его дом тоже пришли правоохранители. По его словам, журналистку Канышай Мамыркулову тоже пригласили на допрос.
После обысков выступающих против передачи Кемпир-Абада увезли в милицию.
В МВД заверили, что предоставят информацию позже.
«У ряда членов комитета по защите Кемпир-Абаду представители МВД проводят с раннего утра обыски. По всей видимости, обыски идут в рамках из пальца высосанного уголовного дела по подозрению подготовления к организации массовых беспорядков», — написала специалистка по конституционному праву Сания Токтогазиева.
Омбудсменка Атыр Абдрахматов в интервью изданию 24.kg призвала власти перестать запугивать активистов и журналистов.
«По Баткену тоже прошу не запугивать местное население, которое высказывает свое мнение. И всех остальных, где бы ни возникали вопросы у людей о деятельности, принимаемых решениях. Нельзя запугивать. Мы это не раз проходили. И к чему это в итоге приводит, мы все прекрасно знаем», — заключила она.
Между тем в соцсетях распространилось фото постановления МВД.
Там сообщается, что следственная служба расследует дело по статье 36-278 ч.1 УК КР по факту приготовления к совершению преступления, а именно в организации массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
Встреча активистов и властей
20 октября в Доме правительства состоялась встреча властей с активистами. Ее организовала администрация президента.
Встреча прошла закрыто, и всех пускали по спискам. Журналистов предупредили, что вести аудио- и видеозапись нельзя.
Карасартова рассказал, что на ней глава ГКНБ Камчыбек Ташиев запугивал и оскорблял активистов, которые пришли на встречу с президентом Садыром Жапаровым.
«Ташиев в своей речи начал говорить, что в Кыргызстане есть много “бузуку” (подстрекатели), которые, ни разу не посмотрев на карту, занимаются пакостничеством. Говорит, что если бы он не был госслужащим, то уничтожил бы таких. Услышав это, мы все начали шуметь, говорить, чтобы он прекратил манипуляции и запугивания. После этого Ташиев пришел в себя, Садыр Жапаров тоже призвал его к спокойствию», — рассказала она.
Споры по Кемпир-Абаду
По заявлению кыргызских властей, решение вопроса по границе с Узбекистаном находится на финишной прямой. Так, из 1 378 километров границы описано 1 170 км или 85%.
Правительственные делегации обеих стран 26 сентября подписали протокол, который позволит начать процедуру согласования проекта нового договора об отдельных участках границы между странами. Однако одной из проблем в согласовании границы стал вопрос Кемпир-Абадского водохранилища.
Председатель ГКНБ Камчыбек Ташиев, также являющийся главой правительственной делегации по делимитации и демаркации границы, рассказывал, что земля под Кемпир-Абадским водохранилищем переходит Узбекистану. При этом он заверил, что обе страны будут использовать воду из водохранилища в равных долях.
Взамен, по словам главы ГКНБ, Кыргызстану в общей сложности переходит 19 тысяч 699 гектаров спорных территорий в нескольких приграничных районах.
Однако против передачи Кемпир-Абада Узбекистану выступают местные жители и некоторые политики.
Так, в Узгенском районе Ошской области, где расположено водохранилище, 15 октября прошел народный курултай, в котором приняли участие сотни человек.
Они заявили, что ранее водохранилище не было спорной территорией и им непонятно, почему вообще оно отходит Узбекистану. Местные жители опасаются, что Узбекистан не сдержит своих обещаний и они не смогут пользоваться водой и прилегающей к водохранилищу землей.
Читать еще:
Глава ГКНБ запугивал и оскорблял участников встречи по вопросу Кемпир-Абада — активист Куренов