Министерство транспорта и коммуникаций предлагает ввести в Кыргызстане несколько видов дорожных сборов. Соответствующий проект закона ведомство вынесло на общественное обсуждение.

Министерство предлагает ввести сборы на:

  • ремонт и содержание автомобильных дорог;
  • переработку шин и покрышек;
  • переработку отработанных масел.

Зачем это нужно?

В справке-обосновании говорится, что проект закона разработан для увеличения дохода госбюджета (сборы будут поступать в Дорожный фонд при Минтрансе), для улучшения автодорог и дорожной инфраструктуры.

По данным ведомства, в Кыргызстане общая протяженность автодорог составляет 34 000 км, из них 19 840 км общего пользования находится в ведении Минтранса. По автомобильным дорогам выполняется около 98% пассажирских и более 96% грузовых перевозок.

«В начале 2022 года в Кыргызстане зарегистрировали почти 1,4 млн автосредств. Ежегодно их количество увеличивается, и по сравнению с 2016 годом рост составил 29%. Ежегодно изнашивается дорожное покрытие, что требует постоянного вложения средств. Для поддержания автодорог в безопасном состоянии нужно около 10 млрд сомов в год. Из госбюджета фактически выделяется около 2 млрд сомов, а это примерно 100 сомов на 1 км дороги, что является ничтожно малым», – говорится в справке.

В министерстве добавили, что согласно международному опыту, в странах, где есть дорожные сборы, дороги находятся в хорошем состоянии.

Какие сборы хотят ввести?

  • Сбор на ремонт и содержание автодорог

Сбор будет взиматься с каждого литра горюче-смазочных материалов (ГСМ) при розничной торговле на заправках с применением автоматизированной системы учета и хранения нефтепродуктов.

В этом случае предусматривается практика стран, где есть принцип «кто больше ездит – тот больше платит», и все ездят по качественным дорогам.

По словам инициаторов, практика сбора/налога на топливо существует, в том числе в Казахстане, Белоруси, Азербайджане и Грузии.

  • Утилизационные сборы за переработку автомобильных шин, в том числе бывших в употреблении.

В проекте закона говорится, что старые автошины — большая проблема для экологии, так как покрышки не перерабатываются и не утилизируются. А автомобилистам приходится хранить резину, захламляя гаражи, либо выбрасывать покрышки на свалку, где они, разлагаясь, наносят вред экологии.

«Температура горения покрышек равна температуре горения каменного угля, поэтому многие бишкекчане используют авторезину для топки котлов в домах и банях. В окружающую среду попадают сера, бензопирен, фуран, диоксины и другие канцерогенные соединения. Эти выбросы отравляют всю Чуйскую область, а над Бишкеком постоянно висит плотное черное облако», – говорится в документе.

  • Утилизация пришедших в негодность компонентов транспортных средств и отработанных масел

В документе отмечается, что «сегодня на рынке очень много сортов и марок моторных масел, однако куда девается старое масло, после того, как в двигатель заливается свежий продукт ответить невозможно».

«Учет слива использованных моторных масел не ведется. По предварительным подсчетам, только в столице из картеров автомобилей ежегодно сливается не менее 20 тысяч тонн отработанного масла. В случае принятия проекта закона эти сборы будут направляться в госбюджет», – отметили в Минтрансе.

В министерстве ожидают того, что проект закона может привести к социальной напряженности, поэтому рабочая группа предлагает провести общественное разъяснение о необходимости дорожных сборов.