Президент Садыр Жапаров, выступая 26 ноября на Народном Курултае, ответил на критику экс-депутатки Жылдызкан Жолдошевой о том, что главы Кыргызстана после прихода к власти становятся монстрами.

«Мы видели видели и парламентскую, и президентско-парламентскую формы правления. Я работал при обеих формах правления. И мы не стали счастливее. С 2010 до 2020 года было три ветви власти. Они не решали вопросы, каждый перекидывал дела на другого. Бывало, что документ не принимали три года. Никто не хотел брать ответственность. Сейчас аппараты президента и правительства объединили. Порой решения принимаются в течение часа», — сказал президент.

Жапаров отметил, что именно по этой причине «у нас строятся дороги, школы, укрепляется армия».

«Когда на тебе большая ответственность, не можешь спать спокойно, когда назначаешь министров, решаешь вопросы границ, созываешь Кабмин, парламент, чтобы не выставить себя в плохом свете. В прежней “трехглавой” власти президент воровал, а отвечал за это премьер-министр. Поэтому за 30 лет сменилось 35 премьеров. Результат нашей работы увидите в течение пяти-шести лет», — заверил глава государства.

Президенты становятся монстрами

Президенты Кыргызстана после прихода к власти становятся монстрами, а регионы страны теряют земли, поэтому надо перейти к президентско-парламентской форме правления. Такое заявление 25 ноября сделала на Курултае бывшая соратница Садыра Жапарова, экс-депутатка Жылдызкан Жолдошева. Ее речь сопровождали негодующие крики с мест и аплодисменты.

В своей речи экс-депутатка заявила, что Кыргызстану не подходит президентская форма правления.

«Какие бы трудности человек не пережил, кем бы он ни был, после прихода на пост президента он становится монстром. Поэтому наша страна должна перейти на президентско-парламентскую форму правления […] К этому вопросу нужно вернуться, Садыр Нургожоевич. Неизвестно, какой президент придет после вас, и куда он поведет страну», — сказала она.

Также Жолдошева остановилась на вопросе решение пограничных вопросов и энергетики.

«Я открыто скажу, что наши земли в Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областях уменьшились за время, когда мы решили вопрос с границами. Вы знаете, что уходят тысячи километров? Поэтому будьте осторожны. Стойте твердо на этом вопросе.

Еще [вы Акылбек Жапаров] сказали, что Камбар-Ату-1 возможно будете строить совместно с другими государствами. Вы же с какими только властями не работали и скольких президентов пережили. Я хочу сказать, что Камбар-Ата — это голова всей воды и ГЭСов. Если вы решите строить с каким-то государством, то вы лишите нас независимости. Наше богатство не золото, а вода. Поэтому откажитесь от этой идеи», — обратилась она.

Высказалась экс-депутатка и по поводу борьбы с коррупцией в стране. Она призвала президента Садыра Жапарова, если он хочет бороться с коррупцией, «не давить на депутатов, а начать со своей команды и не крышевать их». После этих слов в зале раздались аплодисменты.

«Уважаемый, Садыр Нургожоевич, когда вы выдвигались в президенты, то мы с вами […] какие только обещания не давали. Исполните их. Некоторые исполняете, но наоборот», — обратилась она.

Первый Народный Курултай прошел 25-26 ноября в национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова. В нем участвуют 1072 делегата со всей страны.