Состояние задержанной активистки Перизат Сурановой ухудшилось 18 декабря. У здания СИЗО–1, где содержится Суранова, собрались правозащитницы и омбудсменка Атыр Абдрахматова.

Вечером, собравшиеся у СИЗО-1 правозащитницы, вызвали скорую помощь для Перизат Сурановой. Однако врачи скорой помощи не стали госпитализировать Суранову, заявив, что для этого нет оснований. Об этом «Клоопу» сообщила активистка Айсулуу Кудайбердиева.

Активистка рассказала, что врачи из скорой помощи просто осмотрели Суранову, но не оказали медпомощи. По словам активистки, 19 декабря омбудсменка Атыр Абдрахматова будет мониторить состояние задержанной.

Абдрахматова заявила, что намерена обратиться в прокуратуру с жалобой на то, что в СИЗО-1 не оказали медпомощь Сурановой, когда той стало хуже. Видео с обращением Абдрахматовой опубликовала активистка Касиет Мамырбай на своей странице в Instagram.

«Вчера мы вызвали скорую помощь, она приехала, осмотрела. У Перизат был очень низкий сахар, температура и слабость. Врач скорой был обеспокоен ее состоянием, но сказали, что прямых показаний для госпитализации нет и уехали. А сегодня после информации, что ее состояние стало хуже, администрация отказывается приглашать скорую. Мы составляем акт, что требуем вызвать скорую, но нам отказывают. Завтра передадим [документы] в прокуратуру за бездействие», – сообщила Абдрахматова.

Правозащитница Эркина Мукаш сообщила, ссылаясь на сокамерниц Сурановой, что у активистки обнаружена кровь в моче и она не может передвигаться самостоятельно.

«В санчасть СИЗО несколько раз на носилках выносили. Врачи в СИЗО не оказывают должную медпомощь. Они являются пособниками пыток!» – написала Мукаш на своей странице в Facebook.

Нарматова, Суранова, Сооронкулова и Карасартова объявили о политической голодовке 13 декабря в ответ на решение суда о продлении их содержания в СИЗО до 20 февраля. Позже к голодовке присоединились еще 13 фигурантов Кемпир-Абадского дела.

Все они требуют освобождения из СИЗО и прекращения против них дела о подготовке к организации массовых беспорядков. Все обвиняемые называют дело сфабрикованным и фальсифицированным.

Также протестующие возложили ответственность за последствия голодовки лично на президента Садыра Жапарова и председателя ГКНБ Камчыбека Ташиева.

Заместитель омбудсмена Альберт Колопов 18 декабря посетил в СИЗО-1 объявивших голодовку Клару Сооронкулову, Перизат Суранову, Орозайым Нарматову и Риту Карасартову.

По его словам, врачи СИЗО проверили арестованных и дали оценку об их удовлетворительном состоянии. Однако правозащитник утверждает, что состояние «почти у всех плохое, и они без сил».

Вечером 17 декабря арестованная активистка Перизат Суранова сообщала, что находится в тяжелом состоянии.

«Систематически бросает в жар. Не хватает воздуха, тяжело дышать. Состояние оцениваю тяжелым. Давление все время высокое при рабочем 90/60 – 130/90. Всего четверо суток, из них двое – сухая голодовка. Вкус соли, горечи + запах. Температура все время 37 градусов. От медицинского вмешательства СИЗО отказалась даже в случае отсутствия сознания», — писала активистка.

Задержания после критики передачи Кемпир-Абада Узбекистану

23 октября прошли обыски и задержания политиков и активистов, которые критиковали передачу Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану и создали комитет по его защите. В тот день были задержаны более 20 человек. Задержания продолжались еще несколько дней.

Все задержанные не признают вину и говорят о давлении, а также утверждают, что уголовное преследование началось из-за их позиции по Кемпир-Абаду.

Аресты более двадцати активистов и политиков уже осудили ряд депутатов, а Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Кыргызстана освободить всех задержанных.

16 декабря задержанные активисты и политики по Кемпир-Абадскому делу обратились к президенту Садыру Жапарову. с требованием освободить политзаключенных и женщин, которые в одиночку воспитывают детей и являются единственными кормильцами в своих семьях. Обратившиеся считают, что всех их «незаконно заключили в тюрьму по сфальсифицированному кемпир-абадскому делу».

В ответ Садыр Жапаров заявил, что не может никому дать приказ освободить кого-либо. Президент настаивает, что никто не вмешивается в работу судей по этому делу.

Он считает, что фигуранток Кемпир-Абадского дела арестовали «своевременно» «за планы госпереворота». По его словам, обвиняемые якобы ходили на собрания, где обсуждали планы госпереворота и количество людей на предстоящих митингах.

Кроме того, президент заявил, что в течение двух лет из уст арестованных женщин «лилась ложь», но он не обращал внимания, потому что «не хотел на них равняться».