В Министерстве образования опровергли информацию о том, что здание Кыргызского национального университета (КНУ) имени Ж. Баласагына находится в залоге. В ведомстве отметили, что ни одно здание вуза не находится в залоге.
«Имущество образовательной организации не является предметом залога», — добавили в Минобразовании.
В министерстве рассказали, что в 2020 году подали иск в отношении клиники «Микрохирургия глаза» доктора Алмаз Исманкулова, в котором основным требованием было погашение кредита корейской стороне. Сейчас суды все еще продолжаются.
Накануне на заседании профильного комитета парламента депутат Эльмурза Сатыбалдиев возмутился тем, что здание КНУ якобы находится в залоге у южнокорейской компании.
«Я даже и представить не мог, чтобы частный предприниматель мог заложить государственный университет в залог и взять медоборудование» — сказал он.
Кредит и Исманкулов
Ранее издание «ПолитКлиника» в своем расследовании выяснило, что Кыргызстан оказался в «черном списке» у Южной Кореи из-за кредита с участием Алмазбека Исманкулова. Отмечается, что спор происходит вокруг кредита, полученного 24 года назад.
Согласно расследованию, апреле 1997 года ученый совет КНУ постановил открыть медицинский центр «ИнтерГоспиталь» при вузе «для развития программ медицинского образования и улучшения медицинского обслуживания студентов и преподавателей». Одним из учредителей и директором этого центра стал окулист Алмазбек Исманкулов — он же и подписывал кредитное соглашение. Гарантом от правительства выступило Минобразования.
Этот центр получил кредит для медицинской техники в размере $8,5 млн, но вся техника поступила в клинику Исманкулова, а не в КНУ. А обязательство по выплате кредита легло на КНУ и правительство. Поскольку полученный кредит не был выплачен вовремя, это негативно сказалось на инвестиционной репутации Кыргызстана перед Южной Кореей и страна сейчас не может брать кредиты от Южной Кореи в сфере медицины.
Сам Исманкулов утверждает, что он получил только треть кредита, а остальное нужно спрашивать у правительства.
В Минобразовании настаивают, что так как вся техника поступила в клинику Исманкулова, вся ответственность по выплате кредита лежит на нем.