Семейная драма в Баткенской области, где мать била двухлетнюю дочь, снимая это на видео назло мужу, обрастает все новыми подробностями. Подозреваемая утверждает, что муж заявил об этом в милицию, требуя от нее простить убийц ее отца. Сам муж, у которого две семьи, это отрицает. Он заявил «Клоопу», что ушел из дома месяц назад, устав от скандалов, и хочет лишь одного — в нормальных условиях воспитывать свою дочь.

В соцсетях на этой неделе распространилось видео, где мать избивает двухлетнюю дочь. Женщина бьет девочку по лицу, та плачет. Позже, 31 января в Баткенской областной милиции сообщили, что женщину, снявшую данное видео, задержали на двое суток.

По данным милиции, 27 января с заявлением к ним обратился отец ребенка. Он сообщил, что его гражданская жена прислала ему видео с избиением их общей дочери на WhatsApp 5 января.

Милиция возбудила уголовное дело по статье «Истязание в отношении ребенка» и назначила все необходимые экспертизы. 1 февраля по решению Кадамжайского районного суда подозреваемую водворили в СИЗО на месяц. Троих детей изъяли из семьи и поместили в детский дом семейного типа «Кут Кадам». Родные подозреваемой считают, что арест — очень суровое наказание для матери. Отец избитой девочки рассказал «Клоопу», что «вынужден был написать заявление из-за беспокойства за будущее своего ребенка».

Эхо двойного убийства

После решения суда мать подозреваемой заявила «Акипресс», что зять частенько устраивал скандалы из-за ревности, а дочь была в стрессовом состоянии из-за убийства отца и младшего брата, которое произошло четыре месяца назад.

Когда подозреваемую в избиении ребенка увозили на машине с конвоем, она успела сказать, что на лице у ребенка не нашли синяков, и что ее заключения под стражу добивался муж. По словам женщины, муж требует, чтобы она простила убийцу ее отца и младшего брата, и отказалась от претензий, написав «встречное заявление».*

Журналисты «Клоопа» поговорили с дядей подозреваемой Мавляном Айдаровым и спросили о каком «встречном заявлении» идет речь. Он рассказал, что в октябре прошлого года отца и брата подозреваемой застрелили, а ее маму ударили топором по голове. По его словам, это сделал их же родственник — сын младшего брата убитого главы семейства. Убийцу застрелили во время задержания, когда он ранил троих милиционеров, говорит Айдаров. Второй участник нападения — сын еще одного брата убитого главы семейства — был задержан и ждет суда в ошском СИЗО. Из-за чего конкретно эти двое решили расправиться с родственниками, Айдаров не знает, но говорит, что речь идет о старой семейной вражде. Из-за этой вражды оставшийся в живых старший сын убитого хочет уехать.

По словам Айдарова, в суд по делу избитого ребенка никого из родственников не пустили. А подозреваемая, выходя из суда, сказала, что ее якобы отпустят, если она напишет «встречное заявление» с просьбой отпустить убийцу ее отца и брата — так ей сказали. Кто сказал, Айдаров не уточняет. Семья сильно переживает, что трех детей поместили в детский дом. «Мать иногда ругает своего ребенка, но задерживать из-за этого — несправедливое решение», — говорит Айдаров. — «Нас лупили, и мы стали большими», — приводит он известную поговорку.

«Я не просил ее простить убийц»

У мужа подозреваемой в избиении девочки — он представился как Бакыт — своя версия произошедшего. По его словам, он набожный мусульманин и подозреваемая является его второй женой. С согласия первой жены три года назад они провели обряд нике [религиозный брак]*. У них есть общая двухлетняя дочь. Кроме того от первого брака у подозреваемой есть еще двое детей. Все эти дети живут вместе с матерью, а сам Бакыт уделял внимание своим двум семьям поочередно. Но в последнее время он избегает общаться со второй женой из-за частых ссор. А та избивает их общую двухлетнюю дочь, чтобы добиться его возвращения.

*Многоженство в Кыргызстане законом запрещено

«Причиной многих ссор и разбирательств в семье стало частое вмешательство моей тещи, — утверждает Бакыт. — Месяц назад после очередной ссоры я ушел из дома. Жена [уже не один раз] избивала дочку и использовала это для манипуляций, отправляя мне аудио. Один раз в холод она оставила ребенка на улице, а когда я забрал дочь к себе, вновь отобрала ребенка. [Получив от жены видеоролик с избиением дочери] я был вынужден написать заявление [в милицию] из-за боязни, что дочь станет инвалидом», — сказал он.

При этом Бакыт заявляет, что намерений посадить жену у него не было. Кто распространил видео с избиением его дочери в соцсетях, он не знает. Сам он поделился этим видео только с милицией и с братом жены.

Вместе тем, Бакыт опровергает заявление тещи о том, что он требует от жены простить убийц ее отца и брата. Он не имеет отношения к этому делу и просто высказывал пожелания, чтобы эта старая семейная вражда, наконец, прекратилась.

«Те кто застрелили отца и брата моей жены — их же родственники, — говорит он. — Между родными братьями был конфликт. Я говорил, что если эту борьбу не прекратить, то наши дети тоже могут перестрелять друг-друга. Я хотел, чтобы это не повлияло на моих детей и просил прекратить и помириться. Из-за этих моих слов жена думает, что я на стороне нападающих. А что я еще должен был сказать — “поубивайте друг-друга”?», — говорит Бакыт.

«Пока мы не можем говорить о лишении материнства»

Замакима Кадамжайского района Мээрихан Асанова, под чьим контролем находится ситуация об избиении двухлетней девочки, рассказала «Азаттыку», что изъятые из семьи дети уже начали ходить в сад и школу, и с ними работают психологи.

«Пока мы не можем говорить о лишении материнства. Все решает суд. Мы лишь выполняем то, что от нас требуется по закону», — говорит она.

В Минтруда, социального обеспечения и миграции добавили, что в июле 2022 года семье вычитали пособие «үй-бүлөгө көмөк», ежемесячная выплата составляла 3600 сомов. В ведомстве добавили, что эти средства семья должна получать до июня этого года.